Публикуем некоторые работы семинаристов в рамках 100-летия ростовской писательской организации
Михаил Кислица, Таганрог, 17 лет
О творчестве Владимира Хлыстова
Мы знаем Владимира Терентьевича Хлыстова как литератора, как металлурга, как человека с широкой душой и живым, чувствительным сердцем. Не случайно одна из главных особенностей творчества поэта – вера в добро, в его силу. Немалую роль в становлении Владимира Хлыстова как художника слова, как мастера философской мысли, сыграли впечатления его детства и юности. Молодые годы будущего поэта прошли Краснодарском крае, в хуторе Белая глина в многодетной семье. Тринадцатый по счёту, Владимир Терентьевич с малых лет оценил крепкие узы родства, силу семейного единения, которую и пронёс через всю свою жизнь. На формирование мировоззрения будущего поэта особенно повлияла его мама, взрастившая в сыне неподдельную любовь к народному творчеству и народному духу. Возможно, именно поэтому в стихах автора мы находим столько лирических мотивов:
Над полями вешними,
Над рекой студёною
Низко-низко стелется
Голубой туман.
Я пройдусь, как в юности
Тропкою зелёною,
И затянет в омуты
Памяти дурман.
Живописная природа, сельский быт и хуторская жизнь заложили в юноше основы чуткого восприятия мира, ясного ощущения жизни. Наблюдательный и впечатлительный, Владимир замечал мельчайшие проявления природы, отражая их в стихах, которые начал писать в 17 лет. Уже в первых произведениях мы видим, как широко раскрывается душа поэта, его страсть к творчеству, стремление до конца открыть читателю не только лиричность передаваемого образа, но и скрытый в нём глубокий смысл. Читая строки Владимира Хлыстова, невольно замечаем, как перед нами открывается этот самобытный и многоликий образ родной стороны: «степной простор», «…рассветов утренняя алость». Богатое описание природы неизменно связано с размышлениями о судьбе лирического героя.
Лаконичная философская мысль – неотъемлемый элемент творчества поэта. Именно простое начало, меткость слога, и чуткая оценка проблемы возбуждают живой интерес читателя:
Подметил в жизни // Я такую странность:
Напориста бывает // Бесталанность.
Ну а талант – // Беспечен и ленив.
Нарастающее размышление погружает нас во внутренний диалог с лирическим героем, заставляет задуматься о неопределённой до конца роли человека в пространстве искусства. Однако глубокому, требующему неоднозначной оценки рассуждению автор противопоставляет простой неожиданный вывод:
– Бог с ним, с талантом, // Был он или не был,
А огород я всё-таки // Вскопал!!!
Нетрудно заметить, что авторское внимание прежде всего направлено не на поиск новых форм изложения мысли, а на то, чтобы оценить с другой стороны что-либо уже привычное и знакомое человеку. Не случайно именно поэтому поэзия Владимира Терентьевича так близка читателю.
Елена Дручинина, г. Волгодонск
О творчестве Клавдии Павленко
Когда я впервые услышала, что одним из руководителей семинара поэзии будет Клавдия Павленко, у меня потеплело на душе...Клавдия...Почти забытое имя. Так звали мою бабушку, одну из лучших женщин, которых я встречала в жизни. Мне кажется, что каждое имя несёт свою энергетику...
И, судя по характеру моей бабушки, – это энергетика добра, трудолюбия, внимание ко всему живому и мудрый взгляд на события нашей, не всегда предсказуемой, жизни.
Те же черты я почувствовала и в характере, и в творчестве Клавдии Ивановны Павленко.
Как по-житейски легко, вкусно, летяще написано:
Сметанки – к свежему борщу,
картошки-зелени – к лещу!..
Бегу. Спешу. Ищу. Тащу.
На жизнь нисколько не ропщу.
Смогу я, – гвоздик вколочу,
ножи – сумею – заточу,
а нет, – соседу заплачу…
Но, правда, не озолочу.
Приспичит, – подвиг совершу…
А жизнь наша иногда грустинкой одарит и тогда появляются совсем другие строки:
...Крылом, озябшим всё дождь, стучался, захлопнув окна
И тот же холод в груди остался, – душа промокла...
А, порой, женская слабость прорвётся сквозь вынужденную мужественность бытия:
Пусть только раз ещё судьба
Положит руки мне на плечи,
Ещё одну подарит встречу,
Напомнит, – женщина слаба
И возразить пусть будет нечем.
А как болезненно отзываются в каждом русском сердце слова:
...Видит Бог, не хочется нам драться.
Только как не драться, – наших бьют!!..
И боль, и безысходность в чувствах при воспоминании о потерянном родном доме детства:
…Искала счастья далеко-далече.
Душа озябла и упали плечи.
Есть, вроде, всё, – а пустота витает…
Есть крепкий дом, а дома – не хватает.
Далее, философский взгляд на жизнь отражен в строках:
…Жить мудрено, расправив плечи,
С собой и Богом – заодно,
Себе и Богу – не переча…
Так мудрено… Ох, мудрено.
И, как в венках сонетов, которые она создает мастерски, словно возвращение к истоку, к главному, к основному «ключу»: …Ты протри стекло после зимних стуж
сотвори тепло для озябших душ.
Глянь, летит звезда на лиловость крыш.
Тишину в садах, я молю, услышь!
Чтобы в звук и цвет окунулись мы,
напророчь рассвет после долгой тьмы.
Всё сгубили мхи, что нельзя купить, –
напиши стихи. Чтоб хотелось жить.
И после ее стихов хочется жить!
Палитра мира не всегда радужная и женщине, порой, в этой жизни приходится быть мужественной.
И в поэзии Клавдии Ивановны есть именно это – незаметное, на первый взгляд, мужество – каждый день видеть красоту земли, родного города, красоту людских сердец и не терять надежды, когда всё складывается совсем не так, как хотелось бы...И с любовью, на которую способна её душа – дарить эту красоту людям! Это скромное и незаметное мужество русской женщины, в такой сложной, но прекрасной жизни, суметь остаться доброй, мягкой, понимающей, иногда, ранимой...
В России много достойных женщин, но орден дают далеко не всем, и, если Клавдия Ивановна пишет: «Приспичит, – подвиг совершу», то можно не сомневаться – это не слова. Клавдия Ивановна Павленко награждена орденом «За личное мужество». Поэтому веришь ей сразу и навсегда.
Я благодарна судьбе за встречу с настоящим мастером русского слова, с красивой, мудрой женщиной, которую можно было бы наградить ещё одним орденом, если бы такой был – «За искренность».
Ася Корнилова, Ростов-на-Дону, 22 года
О творчестве Сергея Волошина
Дни становятся короче ночей, а холод норовит влезть под кожу, пока самый обычный городской житель возвращается в свою самую обычную квартиру. Его окружают неприглядные покосившиеся постройки и разбитые фонари, да и в асфальте он насчитывает неприлично много выбоин. Ему дорого всё, что его окружает, несмотря на вымученность этого «дорого» и всепоглощающую усталость. Вернувшись домой, он пойдёт на кухню, где единственная тусклая лампочка под потолком спасёт его от темноты, просачивающейся через щели в окнах. На этой кухне он будет курить, пока старый чайник закипает на залитой кофе конфорке. На этой кухне он будет радоваться, печалиться, злиться, делать выбор, отвергать, находить новые ценности и терять старые. Эйфория сменится дисфорией и наоборот, а причудливые сны станут явью. И пусть мыслями наш герой частенько приходит к теме смерти, то, что с ним приключается, неизменно прославляет жизнь городского жителя во всём её разнообразии.
Именно такая картина рождается в моей голове при прочтении сборника «Стихокардия» Сергея Волошина. Язык автора настолько богат необычными метафорами, что их становится сложно анализировать, легче и нужнее — прочувствовать. А экзистенциальные темы, обозначенные в произведениях, знакомы многим современникам. И, возможно, собирательный образ героя стихотворений, который приходит мне на ум, отличается от образа, который вкладывал поэт, но я хочу воспользоваться наставлением из произведения «Синестезия»: «Раздвиньте границы, учитесь летать.»
Как мне кажется, только в свободном полёте фантазии, отринув рациональную оценку, читатель способен коснуться сердцем прочитанного. Каждый из нас немного синестет, и изучить данный сборник было хорошей возможностью потрогать, услышать, почувствовать на вкус стихи.
Наталья Скрипова, г. Волгодонск
Крылатые созвучия Ирины Коротеевой
Я бы хотела рассказать вам о поэтессе, которая тронула мою душу своими стихами, о невероятно глубоких переживаниях, заложенных в её произведениях, о красоте их и образности.
Среди многих достойных авторов Ростовского отделения союза писателей России для меня выделяется поэт Ирина Коротеева. Её произведения мне понятны и близки: своим особым мироощущением, тонким лиризмом и неистребимой печалью и даже драмой, заложенной в большинстве из них.
Стихи Ирины Коротеевой объёмные, многослойные, как кучевые облака – и такие же лёгкие к восприятию, сопереживанию героям. И это несмотря на достаточно сложное их построение и большой словарный запас автора. Они щедро сдобрены метафорами, да так, что не кажутся наносными – из них и состоит повествование, ткётся канва стихотворения.
«Титан, что старец чинный в серебре
Покоя мне горячего нацедит»
«Она, конечно, там. Уже давно.
Печёт мне сны про жизнь и про другое»
Я всё равно уеду в Монтеррей
Применяет автор и олицетворение:
«Замер день в неприбранной пыли»
«Дверцею скрипучей тихо ахал
Жалостливый бабушкин буфет»
Гулко дверь захлопнулась в прихожей
Несколько лет назад меня поразило стихотворение Ирины «Марине Цветаевой». Поразило проникновением в душевную боль поэтессы, именно Марины – женщины, не забывая о Марине – поэте. Я много раз читала эти стихи своим друзьям со словами: «Послушайте, почувствуйте – как почувствовала боль Марины и неотвратимость рока автор!».
«…Ты в панцире из кружев,
сплетённых будто б из засохших трав»
«Тебе откажут в милости, как нищей,
По-русски выпить на помин души»
Марине Цветаевой
С тех пор я слежу за творчеством Ирины, и каждый раз, читая её стихи, вижу, что она находит яркие, сочные образы, которые создают настроение произведения.
Заметила я и многообразие стихотворных размеров, применяемых Ириной. Например, заинтересовали её строфы из девяти строчек – нона, из которых первые четыре попарно рифмуются, затем идет строка без рифмы, а потом ещё четыре попарно рифмующиеся строчки. Этот каскад создаёт особую воздушность и многослойность. Как в стихотворении «Весна. Скамейка. Незнакомый двор».
Ирина Коротеева – замечательный автор поэтического слова, с удовольствием буду ждать новых стихов и новых книг!
Женовачева Светлана (Лана Женоа)
36 лет, Ростов-на-Дону
Художественное эссе о литературной деятельности Елены Альмалибре
Как однажды сказал немецкий писатель Лион Фейхтвангер: «Человек талантливый, талантлив во всех областях». В подтверждение его слов есть много одарённых людей, которым подвластно ремесло или творчество не одного вида или направления. Всё, за чтобы они не брались, горит в руках.
Для меня таким человеком является писатель и поэтесса Елена Альмалибре. Елена является членом Союза писателей России, автором двух романов «Сближение. Пикап» и «Французский роман», а также сборника стихов «Шепот сильнее крика». Я имела прекрасную возможность читать её стихотворения и, порой, образ автора – весёлого жизнерадостного человека – никак в моем воображении не сходится с героиней лиричных стихов, пропитанных болью, разлукой и утратой. И невольно задаёшься вопросами «Про кого это произведение? Пишет ли она о себе или это вымышленный персонаж, явившийся в стихах после впечатления от драматической истории из жизни, фильма, книги…?»
Молчим, как раньше…нет, не так…
Бесцветно, сонно, равнодушно.
Не потому, что слов не нужно, -
Сквозь пропасть нужен чей-то шаг…
Елена словно декоративными стежками украшает полотно стихотворений художественными литературными приемами. Будь то стихи о любви или пропитанные теплом строки о южной столице.
Я живу, проступая сквозь улицы города,
Где поэты молчат о цветочных тычинках.
Если есть что сказать - говорите нам смолоду,
Чтобы старый Ростов не утратил начинку.
Однако, её роль в литературной жизни города Ростова-на-Дону на этом далеко не заканчивается. Автор не просто пишет и публикует свои произведения, но еще и умело читает их на публике. Она просто погружает слушателей в мир своего творчества и интонациями, голосом, жестами даёт ощутить с каким чувством было написано стихотворение.
Елена Альмалибре является руководителем Литературной гостиной (ЛИТГОСТ) и продвигает искусство поэзии в массы. Под её руководством, чутким судейством, с её участием прошло немало открытых микрофонов, поэтических концертов и спектаклей. Все эти культурные мероприятия как разноцветный орнамент переплетают судьбы разных людей, позволяют быть услышанными новичкам в поэзии, а тем, кто не впервые выходит на сцену отшлифовать своё мастерство, делиться своим профессионализмом и главное получать взаимное вдохновение.
Кроме сценических выступлений Елена успешно ведёт свои соц. сети, без чего в современном мире просто не обойтись. На просторах виртуальных страниц она щедро делится ценной информацией о своем опыте написания книг, их издании, об участии в литературных конкурсах и еще много всяких полезностей для авторов.
Думаю, что перечисленные мной таланты Елены Альмалибре далеко не все, из имеющихся в её арсенале. Одно удовольствие наблюдать за такими людьми, которые зажигают своей негасимой энергией и светом творчества, любви к литературе, поэзии и искусству в целом.
Мне важно петь, и вольно быть. –
Для счастья ведь не нужно много!
Мечтать и всей душой любить
Свою, не чью-нибудь дорогу.