Номинация «Публицистика», участники старше 35 лет
1 место – Мажорина Татьяна Александровна (Волгодонск)
«Поедем, Муза, в Волгодонск»
Поедем, Муза, в Волгодонск,
Поговорим с Цимлянским морем,
Играющим в степи лазоревой,
Окатимся живой водой.
Там в волны смотрятся сады,
И лозы буйствуют в цветенье.
На дне – развалины селений,
Веков следы…
Это отрывок из вступления к поэме «Полынь и атом» Александра Александровича Рогачёва. Заинтересовалась, поскольку автор пишет о моём, ставшем родным, городе Волгодонске. В далёком 1976 году я тоже приехала на строительство завода «Атоммаш», объявленное Всесоюзной комсомольской стройкой. Но речь не обо мне. Ко мне Муза придёт ещё не скоро, а вот поэма Александра Рогачёва с первых же строк захватила моё внимание. За основу он берёт не грандиозный размах уникальной стройки XX-го века, а человека труда, человека-созидателя, с его заботами и тревогами, печалями и радостями, любовью и ненавистью, достоинствами и недостатками. Читаю в предисловии: «Истинный поэт подобен пахарю и обязан обрабатывать своё поэтическое поле добросовестно, иначе оно порастёт сорняком». В том, что слова автора с делом не расходятся, убедиться несложно:
Я эту степь не позабыл
В пурге ромашковой,
В ухабах,
Со скифской каменною бабой,
С кругами ястребиных крыл.
С апрельскими сквозными зорями,
Когда не жмёшь на тормоза, –
И вдруг – аж дух замрёт –
Лазорево
Степь разом ринется в глаза.
Коснёмся немного биографии автора. Родился будущий поэт 7 ноября 1915 года в бедной крестьянской семье на Тамбовщине, в селе Почаеве. Детство прошло в Ростове-на-Дону. Первое стихотворение написал в седьмом классе. По окончании семилетки поступил в кинотехникум. Работать уехал в Киргизскую ССР, окончил Фрунзенское пехотное училище. В первые дни Великой Отечественной войны ушёл на фронт. В 1942 году был тяжело ранен. После демобилизации – снова Ростов-на-Дону, работал в местных газетах «Красное знамя», «Молот», в журнале «Дон». Первая книга стихов А. Рогачёва «Орехов цвет» была издана в 1948 году. До глубины души меня тронуло стихотворение «Конфеты»:
Разве вырвешь из памяти день,
Если видел, как, взбив снега,
Под луною бежит олень,
Замахнув на хребет рога.
О, красавец…
Его я знал
По обёрткам чужих конфет.
Мне такие не покупал
Мой безденежный щедрый дед.
Мне их сунули в руки, как яд, –
Лучше б выпороли кнутом…
А ситуация такова: первая любовь к девочке чистая, светлая, незабываемая и очень робкая. Достаток и социальный статус её семьи не шёл ни в какое сравнение с семьёй Александра. У девочки день рождения. Что мог себе позволить полуголодный влюблённый подросток? Как обратить на себя внимание? И он решил подарить букетик свежесобранных лесных цветов. Не успел ступить на порог, как «искривились в усмешке рты», полунищему оборвышу дали понять, что вход к ним в горницу не всякому дозволен. А горница-то, сплошь увешанная иконами. Вот и верь в набожность… Так безжалостно была смешана с грязью его первая любовь:
Только что я в ответ мог сказать
В этом логове купли и лжи,
Если дед мой
Любимого пса
Свёл сюда за полпуда ржи.
Я стоял, проглотив слезу,
Будто сброшенный с высоты.
А ведь я, для девчонки,
В лесу
Целый день собирал цветы.
А ведь я-то о ней мечтал…
И, как плата мне, –
Горсть конфет…
И всё-таки детство в воспоминаниях Рогачёва окрашено в светлые тона, поскольку была в нём своя поэзия. Огромную радость мальчику доставляли совместные походы в лес за орехами, земляникой, ландышами. Отец очень любил музыку, играл на гитаре. В воскресные вечера у него собирались доморощенные балалаечники, устраивали самодеятельные концерты…
Всё чаще Рогачёв переосмысливает своё творчество, правит стихи независимо от того, публиковались они или нет. Поэтическое творчество ему представляется охотой за жар-птицей. Кажется, вот она, поймана! Потом оказывается, что снова не то. И опять разочарования, мучительные поиски и так без конца:
Я не умел уйти от суеты,
От мелочей,
Что на пути толпятся,
И песнь теряла чувство высоты
И детскую способность
Удивляться.
«Удивляться» – вот это ключевое слово! Я просто преклоняюсь перед писателями, которые и в зрелом возрасте не растеряли детской непосредственности и способности удивляться самим и удивлять читателя своим творчеством. И неважно, классики это или современники. Приведу одно из посвящений автора дочери Людмиле:
Всё обычно и необычно,
Те ж приметы,
И всё ж не те.
Загораются звёзды спичками
На загадочном звёздном холсте.
Смотрит Марс,
Словно туз атласный.
Что он думает,
Как живёт?
Вот возьму
И на крыльях сказки
Появлюсь там под Новый год.
Удивятся сперва марсиане,
Может, кто-то из пожилых
Намекнёт:
Дескать, надо б заранее
Всё ж в известность поставить их.
Капелька житейского юмора: нужно заранее предупреждать о визите, очень своевременно вставленная в стихотворение, придала некую изюминку в его восприятии. Кроме того, оказалось, что марсианам «позарез нужен поэт», и они даже предложили ему остаться. Однако, поэт непреклонен:
…Оставаться с какой же стати?
У меня там кругом друзья,
Да и жить
Без союза писателей
Мне теперь уж никак нельзя.
Особенно важно Рогачёву иметь свой авторский почерк. Какое-то время у него складывались стихи, немного напоминающие творчество Эдуарда Багрицкого или Павла Васильева, потому как «схватил себя не сразу», но «схватил» и это главное! Вот и «Другу-художнику», в одноимённом стихотворении он предлагает не гнаться за рублём, копируя известных мастеров, а показывать жизнь только своими глазами:
…Благодать!
Жена, поди довольна:
В доме мир,
И всё идёт на лад!
Только больно, друг мой,
Очень больно
Мне за твой
Покладисто-безвольный
О рубли споткнувшийся талант.
…Хороши картины Васнецова,
Шишкинские тоже хороши,
Но своё задуманное слово –
Пусть негромко –
Всё-таки скажи.
В разное время выходили сборники стихов поэта: «Знаменосцы мира», «Любя и веря», «Лирические строки, «Стихи. Поэмы», «Избранная лирика», «Никаких золотых середин», «Малиновый снегирь», «Откровенность» и другие. Листаю книгу «Наедине с совестью», в которой собраны лучшие стихи и поэмы автора.
Как человек, не понаслышке знавший все ужасы войны, тяготы отступления, переживший множество потерь, в том числе и потерю без вести пропавшего брата Василия, сам получивший тяжёлое ранение под Воронежем, он не мог не писать о войне. Остановлюсь на стихотворении «Ночлег в пути». Будучи солдатом, уставший до изнеможения, он (а речь ведётся от первого лица), не раздеваясь, лёг на скамью. Свежо. Изба не топлена. А рядом – в постели – «хозяйка молодая, такая ж одинокая, как я»:
Отброшено небрежно одеяло,
И видно сквозь редеющую мглу,
Как дышит грудь…
И вдруг затосковал я
По женскому забытому теплу.
Я тихо встал.
Прошёл зачем-то в сени.
Свернул цигарку…
Видно, не уснуть.
Раздался вздох:
– Солдат, а мой-то Сеня
Сейчас в окопе мёрзнет где-нибудь.
Правда жизни. Сказала тихонько, без укора, но у него всё в душе перевернулось: «краснел в махорочном дыму», терялся, не зная, как быть… Ведь он не вор, стало быть, не вправе взять не принадлежащее ему. Возможно, и она не предала бы мужа. Кто знает… На первый взгляд – просто проза, но именно такая проза питает поэзию. Какой заложен мощный подтекст относительно силы воли, нравственности, солидарности с таким же солдатом, защищавшим родину от фашистской нечисти:
– Ты жди, и он придёт в семью.
И снова лёг
Разбитый и усталый,
На жёсткую, холодную скамью.
Не менее пронзительна «Баллада о старом музыканте». В оккупированном городе промозглыми осенними ночами старый музыкант садился за рояль. Тихая музыка звучала, как вызов, как протест «средь арестованной тишины». И вдруг музыки не стало. Оказывается, старика взяли немцы:
Ему приказали:
– Играйт… Но, но!..
Арийская спесь за погибель России
Пила кровавого цвета вино.
А он стоял
Перед сальной похотью
Пьяных самцов
И продажных сук
И кутался в шаль.
– Господа, мне плохо.
На древе искусства я –
Мёртвый сук.
К нему подтолкнули двух чёрных догов, готовых в клочья разорвать музыканта:
Старик отшатнулся,
Прошёл покорно
К роялю, откинул жидкую прядь
И прусский слух
Голубыми аккордами,
Голубыми ноктюрнами стал ласкать.
Неторопливо,
Смиренно ласкал он,
Так зверю
Слух услаждает манок.
И вдруг…
Содрогнулся как от обвала
Гигантской скалы, лепной потолок.
И двинулся поверх бокалов
С клавишей
Во враждебный зал,
Незримо пылая знамёнами алыми
«Ин-тер-на-цио-нал»!
И, вторя ему,
Громыхнуло ядрами
Набитое тучами небо.
Оно
Благославляло медвежью ярость
Ветра, вломившегося в окно.
Вот где настоящий патриотизм, выраженный в поступке человека, прекрасно понимавшего, что ждёт его за подобную музыку! В мастерстве автору не откажешь. Можно ли победить такой народ?.. Внезапно разыгравшаяся стихия полностью подчинена авторскому замыслу, безукоризненно работает на сюжет. И что говорить о характере русского солдата, когда немощный старик способен с таким достоинством принять смерть:
… И распрямился спокойно и гордо,
Как будто рассвет его ждал,
А не мрак…
Был он в сорочке с крахмальным воротом,
Были на нём
Бабочка
И чёрный фрак.
Стихи вообще давались Рогачёву трудно, потому что каждую строку пропускал через сердце. Особенно мучительно рождалась поэма «Возвышение Андрея Рублёва», но это будет отдельная история…
9 июля 1984 г. поэта не стало. В Ростове-на-Дону на пр. Буденновском, 56 открыта памятная доска с надписью: «В этом доме с 1963 по 1984 год жил и работал писатель Александр Александрович Рогачёв. 1915—1984». Его нет, а стихи продолжают жить и работать на Человека, как иконы и фрески героя его любимой поэмы:
Дух Рублёва.
Дух доброты…
По нему узнают Россию
Мильоны двадцатого века.
Он учит
Нелгущую песню мою
Работать
На Человека.