ООО «Союз писателей России»

Ростовское региональное отделение
Донская областная писательская организация (основана в 1923 г.)

Ирина Сазонова. Прозрения первого дня.  Первосентябрьская быль

21:03:30 31/08/2022

                  

                          ПРОЗРЕНИЯ ПЕРВОГО ДНЯ

                        из цикла «Школьные виражи»

                                                                              Памяти сына Евгения

 

   Вера долго сомневалась: отдавать ли сына, которому семь исполнится только в декабре, в первый класс. Казалось, ну что – читать-считать умеет (её стараниями научился до школы), при мне будет, в библиотеке... Но, всё-таки, до семи-то ещё  далеко... Муж её сомнений не разделял:

  – Да что тут думать, он уже читает, через год ему совсем скучно станет в первом классе. Ты, главное, не паникуй, всё будет хорошо!..

  – Ты в школе был один раз за восемь лет – когда Лизочка в первый класс пошла! А если он по классу будет на уроке ходить?.. Я таких видела... 

– Всё это глупости. Издержки творческого воображения... Не гиперболизируй!..

   У мужа в этом деле был свой «шкурный» интерес: отводить сына в садик было его обязанностью, а он, подолгу засиживаясь вечером за письменным столом, утром любил поспать – занятия на физфаке всегда были с часу дня. А так, что ж, всё складывалось удобно – утром Вера вместе с Генкой пойдёт в школу, вечером – домой...

  – Ну, конечно, ты думаешь, я на работе просто так сижу?.. Сейчас горячая пора – свистопляска с учебниками... То дополучать, то обмениваться с другими школами... Я же не могу весь день за Генкой следить! А если он убежит куда-нибудь с друзьями? Ты будешь его искать?..

  Она совсем недавно, в эти последние летние дни, в первый раз хорошенько отстегала шестилетнего сына плетёной авоськой по мягкому месту и считала – за дело... Он, не спросясь, тогда убежал с мальчишками со двора далеко – за кишащий транспортом мост, за речку, в густолиственные овраги, полные, как ей казалось даже в те времена, опасных, недобрых людей... Она долго носилась по огромному микрорайону с криками: «Гена!.. Гена!..», пока, уже вместе с встревоженным мужем, не нашла его там, за речкой... Сын тогда не плакал, не кричал, но она вдруг поймала его недетски-угрюмый взгляд – и дала себе слово : «Больше – никогда...» И сдержала его, хотя у неё были все основания не раз применить «народную педагогику»... А муж, доцент-физик, сын «простых» родителей – крикливой матери-продавщицы и довольно забитого отца, бухгалтера-самоучки, неведомо от каких генов впитав интеллигентность и особенную терпимость ко всему на свете, и вовсе таких методов не одобрял, ограничиваясь укоризненным:

  – Ну, что же ты, сынище!..

  Вера всё-таки сдалась:

  – Ну, смотри, ты – отец, будешь отвечать за последствия... В детский сад его уже не вернёшь!

  – Не паникуй и не преувеличивай!..

   Уже первый школьный день оказался в этом смысле знаковым. Отзвучали приветствия праздничной школьной линейки – с букетами, первым звонком и подарками, и первоклассников повели в классы на традиционный урок Знаний.

  У Веры в этот день всегда бывало полно дел, дверь в библиотеку буквально не закрывалась:

  – Вера Анатольевна! Есть что-нибудь о Дне знаний?.. Не успела подготовиться... Хорошо хоть, что у меня вторая смена...

  – Вера! У меня в классе четверо отказались немецкий изучать,  родители тоже упёрлись, можешь обменять учебники – дойч на инглиш?..

  – Вера Анатольевна! Вам отчёт в районо нести – по обеспеченности учебниками на 1 сентября! Не позже четырёх!

    Поэтому она не смогла проводить сына на первый урок и остаться там – в этот день  родителям первоклассников разрешалось присутствовать на уроке Знаний. И хотя Елена Алексеевна, нарядная молоденькая, только после педучилища, учительница, похожая на ангела в бледно-голубом шёлковом костюме с летящей юбкой, с подвитыми светлыми кудрями, сама взяла Гену за руку, ведя детей в класс, Вера была не совсем спокойна...

 «Раскидав» самое неотложное, она побежала на первый этаж, в начальную школу, благо, и дело у неё там нашлось: нужно было собрать сведения о недостающих учебниках. Птицей пролетев по всем классным комнатам «началки», она, наконец, остановилась у двери первого «Б», в котором учился сын, прислушалась... Из-за двери доносился  высокий голос учительницы и ещё, где-то совсем рядом, тихий скребущий звук... «Мышь, что ли?..»– подумала она и, намереваясь войти, приоткрыла дверь – и к её ногам скатился рыжеволосый шарик в синем школьном костюме – её собственный сын Генка!.. Поставленный в угол, он от скуки потихоньку перемещался к дверям, к замочной скважине, да ещё и колупал ногтём дверь, уже «прокопав» на белой эмали довольно заметную царапину … Он был ничуть не расстроен, видно, с детского сада стоять в углу было для него привычным делом.

   «Как, уже?..» – Вера, конечно, догадывалась, что поведение сына не будет идеальным, воспитательницы в детском саду достаточно информировали её о «подвигах» подвижного мальчишки, но чтоб на первом же уроке...

   Елена Алексеевна, стоя перед заваленным букетами учительским столом, отводя глаза (неудобно перед коллегой), пожимая плечами, тихо произнесла: «Мешает...» – и уже громко вернула ученика на место: «Геночка, садись!..» Оказывается, сын затеял возню с одногруппником детского сада Витей Розиным, сидевшим за партой сзади, а потом и вовсе залез под парту и не хотел оттуда выбираться... Родители, как почётный караул, образовав каре вокруг трёх рядов парт, стояли с укоризненными минами на лицах, всем видом выказывая осуждение и нарушителю и, заодно, Вере... Девочка, с двумя пышными белыми бантами в косичках, соседка Генки по парте, тоже сидела с надутыми губами – сын успел черкануть ей ручкой по крылышку белого фартучка.

   Быстро спросив учительницу о нужных данных, Вера направилась к двери, незаметно  погрозив сыну пальцем. Вслед ей донёсся нежный, нараспев,  голосок учительницы:

  – Вера Анатольевнааа! Вы помните? Мы скоро к вам придём!..

  Вера вспомнила: после урока Знаний у первоклассников всегда в этот день традиционная экскурсия по школе, с заходом, в том числе, в библиотеку. Соответственно, таким же ненатурально высоким голосом пропела в ответ:

  – Да-да, конечно, милости просииим!

     Вскоре первоклассники, парами, держась за руки, во главе с   учительницей, зашли познакомиться с библиотекой... Вера произнесла все положенные слова, искоса поглядывая на Генку, смирно стоявшего в паре с Витей Розиным. Дети вышли. Вера вздохнула: таких экскурсий будет сегодня ещё две – и первый «А, и первый «В»...

   Но она вовсе не ожидала, что за нею всего через несколько минут прибежит девочка из этого класса, дочка буфетчицы, хорошо знавшая, как и Генка, все закоулки четырёх школьных этажей.:

  – Вера Анатольевна, идите скорее!.. Там Гена ваш...

  Вера выскочила в просторную рекреацию второго этажа и увидела ужасное зрелище:

Скульптурная группа из трёх, «одетых в бронзу» бойцов, именовавшаяся «Монументом славы», к которой всегда в День знаний приводили первоклассников, лежала на паркетном полу ничком... Голова одного из бойцов, отлетев, валялась поодаль... Онемевшие дети стояли кто где, нарушив пары... Елена Алексеевна, смахнув с накрашенных ресниц слёзы, молча показала на набыченно стоявшего в стороне ото всех рыжего, веснушчатого в ту пору Генку, похоже, больше всех ужаснувшегося собственному деянию... Как всё произошло, каким образом сын, протиснувшись в угол позади скульптурной группы,  толкнул монумент, никто, в том числе и учительница, объяснить не мог... Всё произошло в секунды...

   Позвали Дину Михайловну, директрису. Нарядная директриса, оставив в своём кабинете наедине с конфетами и шампанским заводских шефов, выступавших утром на торжественной линейке,  осмотрев разрушения, призвала мастеровитого трудовика Фёдора Семёновича. И тот, наконец, успокоил и оторопевшую, заранее готовую к карам Веру, и плачущую учительницу, и возмущённую нарушением праздничного хода событий директрису:

– Ничего страшного... Это же гипс... Головы изначально делались отдельно и были приклеены, но на клей ПВА, а надо бы на эпоксидку, а эта голова, видно, плохо держалась... Главное, ничего не отбилось... Приклеим... Закрасим... Его, этот монумент, давно бы освежить надо...

И, слегка потеребив за рыжие вихры Генку, которого он знал и раньше, ободряюще сказал:

– Ну, что, Генка?.. В первый же день шороху навёл?.. Я смотрю, шустрый ты пацан...

   

Дина Михайловна тут же распорядилась:

– Так займитесь прямо сейчас, Фёдор Семёнович! Того гляди, придут из районо – а у нас монумент Славы в торжественный день – и в таком виде, без головы! Ещё политическое дело организуют!..

И, посмотрев в сторону молодой учительницы, негромко обратилась к Вере на «вы», что бывало лишь на педсоветах и официальных мероприятиях:

– Вера Анатольевна! Сегодня уроков нет, а школу ваш сын и так отлично знает... Заберите-ка его в библиотеку... От греха... Да проведите с ним воспитательную работу... Порядок в школе нарушать нельзя!

  Это уже было сказано громогласно, в назидание всем потенциальным шалунам.

Уже уходя, обернувшись, тихо добавила:

– Да, это не Лиза...

  Лиза, старшая Верина дочь, с первого класса образцово-показательная, «перфектная» девочка, учившаяся в восьмом, отличница и аккуратистка, никогда воды не мутила, уроки всегда делала сама, занималась музыкой и танцами и настолько не обременяла родителей своим существованием, что Вера рано, в двадцать лет, получившая столь лёгкое материнство, не подозревала, как трудно воспитывать мальчишек – своевольных, дерущихся, ленивых, вечно грязных... Знала бы – может, и не решилась...

   Зайдя вместе с сыном в библиотеку, Вера сунула ему в руки его любимые «Денискины рассказы» и задумалась: «Ну, конечно, знала ведь, что так будет...»

   Она не винила преподавателя – ругала себя. Уже за первые два часа Генкиной школьной жизни поняла: рано! Да, очень рано отдала она сына в школу. Почему не прислушалась к опытным учительницам из «началки», предупреждавших её – читать-считать мало, главное – усидчивость... Вот, думала, старые ретроградки! И нарочно отдала сына в класс к молодой учительнице. А психологической-то готовности к учению действительно нет, только потом она вычитала где-то, что для мальчика чем позже, тем лучше, каждый месяц важен! Вот и пожалуйста, с первого дня крутится-вертится – то за парту, то под парту... Просто мал ещё! А уже ничего не вернёшь... Место в садике потеряно... И, судя по этому дню, он и в «продлёнке» не ко двору будет...Значит, целый день, «хвостиком» со мной...

    Но долго задумываться не пришлось – она вдруг вспомнила об отчёте, который надо сдать в районо до четырёх. Сведения были собраны, нужно только свести их в общую таблицу. Тогда, в докомпьютерную эпоху, это требовало довольно  значительного времени. К тому же, не хотелось потом тащить с собой сына в районо. «Отошлю-ка я Геночку с Лизкой домой, у неё же сегодня тоже только урок Знаний...», – решила Вера и, на всякий случай закрыв сына в библиотеке на ключ, пошла разыскивать дочь. Но  увы! – «образцовая девочка», уже вдоволь хлебнувшая участи няньки, уже успела, как оказалось, улизнуть с классом на набережную – есть мороженое, догадливо не показавшись матери на глаза – об этом Вере сказала коллега, учительница немецкого из соседнего кабинета.

   Вера вернулась в библиотеку и занялась отчётом. Сын вскоре заканючил:

 – Маам, я пить хочу!..

 Вере хотелось быстрее, без помех, доделать отчёт.

  – Ну, пойди, возьми в буфете лимонад. Скажи тёте Люде, я потом заплачу.

Прошло часа полтора. Сына не было. Вере уже надо было ехать в районо – не хотелось выслушивать назидательные крики испекторши. «Ладно, никуда он не денется, а я мигом...», – и попросив вахтёршу Серафимовну, если увидит сына, не выпускать его из школьного здания, она ринулась к автобусной остановке.

    Вернулась она ровно через час. Серафимовна сразу закивала ей:

Здесь он, здесь, с приятелем где-то по школе бегают... Я их не выпустила, как ты велела... А ты иди в учительскую – там родительский комитет уже накрывает стол!

  Это была обычная первосентябрьская традиция. И Вера всегда в ней участвовала. Но сегодня настроения праздновать не было совсем. Во-первых, не любили учителя чтобы на таких мероприятиях крутились дети, пусть даже давно всем знакомые. Да и сегодняшний случай с мемориалом настроения не прибавлял. Вера колебалась – идти, не идти?..

 

   Но сомнения развеялись минут через десять, когда сын, запыхавшись, с красным лицом, на котором отчётливо проступили коричневые веснушки, и вздыбленными рыжими вихрами, осторожно просунул голову в дверь библиотеки:

  – Мам, я здесь!

  – И где же ты был?..

  – Лазил...

  – Где лазил, с кем?.. 

  – С Витей Розиным, только за ним сейчас мама пришла...

  И сын окончательно просунулся в дверь. Вера пришла в ужас, увидев в каком плачевном состоянии новенький школьный костюм Генки. На синей шерсти лоснились пятна от паркетной мастики, воска, которым посыпали пол для «самонатирки» и даже отпечатки чьих-то ботинок.

  – И чем же вы с Витей занимались, по полу катались или друг на друге ездили?..

   Генка пожал плечами...

  – А монумент тоже вместе с Розиным толкнули?

Сын молчал. «Пацанская этика» – друзей не выдавать – была ему знакома ещё с детского сада.

  – Вот и поедем сейчас вместо кафе-мороженого в «Детский мир» – за вторым костюмом. В чём ты завтра в школу пойдёшь?..

 Так и повелось класса до седьмого – один костюм на сыне – другой в стирке и сушке на батарее... 

Муж, вернувшийся к ужину с заседания кафедры, на рассказ обо всех превратностях  первого школьного дня отреагировал привычно:

– Ну, что же ты, сынище!..

И к Вере – в своей обычной иронической манере:

– Душа моя, ты, как обычно, преувеличиваешь!.. Это всё гиперболизации твоей творческой натуры, художественного воображения!

  

Вечером умаявшегося сына не пришлось «загонять» в постель, лёг сам, прижимая к себе красного потрёпанного плюшевого зайца:

  – Мама, а школьнику можно с заей спать?..

  – Да, но в школу брать нельзя.

  – А в школу надо каждый день ходить?..

  – Да, дурашка, и так целых десять лет...

    Сын вздохнул и закрыл глаза.

    Вера тоже вздохнула. Сегодня она словно увидела анонс нового фильма под названием: «Ближайшие десять лет».

                                   

 

 

 

 

 

 

 


Ирина Сазонова
16:10:02 25/01/2023

Владимир, большое спасибо за отзыв с разбором. Мне это было очень нужно.
e-mail вышлю, чтобы вникнуть в подробности отзыва. Ещё раз спасибо. Ирина.
Владимир Морж
15:57:16 25/01/2023

Очень кратко

Замысел произведения: показать смешные истории, которые случились с первоклассником. В принципе, тема не нова (даже экранизировалась), но тут важны детали. И получилось нестандартно (скажу, что тематически рассказ вписывается в книгу «Школьные виражи», главным героем которой был именно библиотекарь. Теперь герой раскрыт с другой стороны, как воспитатель). Замысел родился из реального случая из жизни (не похоже на услышанную историю).
Художественная задача – показать первый день в школе, повествование чуть ироничное (когда описываются персонажи из преподавательского состава) или забавные (когда описываются школьники). Объём небольшой, материала собрано немного, но достаточно для поставленной задачи, хотя водички хватает.
Прямоточная композиция рассказа автором выдержана. Она тут использована на все 100%.
В рассказе есть зачин (обсуждение: стоит ли отдавать мальчика в школу), в нём использован в основном диалог (и большая повествовательная вставка о побеге и наказании мальчика, которую я бы сократил) Переход к основной части естественный. Есть и эпилог, тоже естественный, есть конечная ударная фраза, хотя и ожидаемая.
Время автором не указано, хотя по некоторым признакам понятно: восьмидесятые годы.
Стиль. Я бы назвал его описательным и разговорным (повседневным). Есть юмористический налёт, но он ситуационный и естественный.
Ритм выдержан и соответствует рассказу. Есть несколько мест, когда действие неоправданно останавливается на какие-то объяснения, эти вставки легко вписать в действие намёками.
Я увидел подтекст: уроки воспитания, уроки системы образования.
Поскольку тут выступает рассказчиком сама героиня, а она школьный библиотекарь, то стиль не везде выдержан. По крайней мере по её лексикону можно сделать неутешительный вывод о начитанности библиотекаря, мне не хватило каких-то деталей, слов, оборотов, ссылок на чьи-то художественные тексты и пр.
Встречаются канцеляризмы. Иногда они оправданы (официальное общение с директором, отношение к отчётности), но иногда они попадается неоправданно (напр., героиня просит СЕРАФИМОВНУ не выпускать сына не из школы, как это должно звучать при общении с вахтёршей, а из «школьного здания»).
Есть пара мест, когда в речь рассказчика вмешивается автор (напр., внезапно героиня становится Нострадамусом и предсказывает появление интернета. Но этого же эффекта можно добиться, не прыгая в будущее. Напр., просто упомянуть, как и насколько трудоёмко было составлять отчёт).
Автор использует детали: цвет, звук и пр. Хорошо удались мгновенные портреты, хорошо, что не описательные, без лишних слов. Характеры даны через лексикон, разные персонажи имеют свой лексикон, это хорошо. Детали достоверны, Увидел и символичность (напр., падение изваяния). Отношение героини к другим персонажам показано ненавязчиво через диалоги и описания.
Героиня сама принимает решения и несёт ответственность за свои поступки. Даже служебный долг для неё второстепенный, если от неё требуется забота о ребёнке.
Рассказ вполне удачен. Нужна некоторая редакторская правка. Если нужно, вышлю.
Дмитрий Ханин
20:33:08 04/09/2022

Интересная и своевременная публикация! Вспомнилось школьное время.
Игорь Кудрявцев
08:04:45 03/09/2022

Есть такое известное понятие: оказаться в нужное время в нужном месте. Думаю, это
полностью относится к рассказу. Но, главное, он обладает качествами иного свойства,

а именно - знанием темы,психологии, лиризмом, лёгкой иронией, ясностью изложения и,
что немаловажно, типичностью ситуации. Другими словами, налицо все признаки само -
стоятельного художественного произведения. И если мы Ирину знаем как достойного,
признанного поэта, мне кажется, в нынешней публикации она представлена состоявшимся прозаиком.

ООО «Союз писателей России»

ООО «Союз писателей России» Ростовское региональное отделение.

Все права защищены.

Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.

Контакты: