ООО «Союз писателей России»

Ростовское региональное отделение
Донская областная писательская организация (основана в 1923 г.)

Людмила Хлыстова. О секретах мозга (рассказ)

18:34:44 21/05/2021

О секретах мозга

Елизавета вечно опаздывала. То ли до зрелых лет так и не научилась рассчитывать своё время, то ли неорганизованность в характере обосновалась с детства, только страдала она от этого морально часто, искренно и существенно.

Вот и сегодня: договорилась с подругой встретиться по «важным делам» – пробежаться по салонам женской одежды в поисках нарядов для круглой даты: юбилей у них, считай, рядом, в конце июня. Встретиться договорились традиционно: под часами на вокзале, и территориально для обеих приемлемо.

Елизавета металась между автобусной и трамвайной остановками, но ни маршрутки, ни трамвая до горизонта не просматривалось.

Катерина уже настучала ей СМСку: «Я на месте. А ты где?» Интересно, почему не додумались делать телефоны с определением точных координат оппонента?

…Где-где?! Застряла на остановке!

Перед светофором притормозила вереница машин. Напротив Елизаветы остановилась белая иномарка, и пассажирка из приоткрытого окна пристально на неё посмотрела.

Где-то она видела эту женщину. Немолодая, короткая стрижка, открытое простоватое лицо. Женщина продолжала приглядываться к  Елизавете и вдруг, просияв, воскликнула:

– Вспомнила! – и дружески кивнув, поздоровалась.

Елизавета кивнула в ответ, растеряно недоумевая, откуда они знакомы.

Неожиданно дверца машины открылась, и женщина спросила:

– Вам куда?

Загорелся зелёный свет светофора, машины тронулись, объезжая замешкавшуюся «Ауди», и Елизавета поспешно ответила:

– На вокзал, – рукой показывая направление. – На Центральный!

С чего это она второпях назвала «центральный», Елизавета потом удивлялась: у них в городе есть только «Новый» и «Старый» вокзалы.

А женщина, что-то сказав мужчине за рулём, радушно пригласила:

– Садитесь, подвезём!

Елизавета, как под гипнозом, открыла заднюю дверцу «Ауди» и села.

Машина поехала. Старательно напрягая извилины, решая загадку, где они раньше встречались, радуясь непредвиденной оказии, Лиза сказала:

– Как повезло! Я уже полчаса жду маршрутку. Вы меня просто выручили!

– Почему же не помочь хорошему человеку! – воскликнула в ответ дама. Она была нарядно одета, ухоженные волосы, руки.

Ну кто же это?! Бывшую сотрудницу Елизавета отмела сразу, тех она помнила: не такой же тугой склероз! Может, в больнице познакомились?.. Часто она «близко контактировала» с продавцами супермаркетов, старалась стать постоянным клиентом… Нет, ну это не то! Продавец бы не пригласила её в свою машину.

Вдруг она замечает, что машина сворачивает в противоположную сторону.

– Ой, мы не туда едем! – забеспокоилась Елизавета.

– Как?  Вы же сказали, вам на Старый вокзал!? – воскликнул водитель, прижимаясь к обочине.

– Нет, на Новый! Извините… – она суетливо высаживалась. – Не беспокойтесь!

– Да как же вы?.. – расстроилась дама.

– Ничего-ничего… Доберусь.

Елизавета попрощалась и, озираясь, соображая, что предпринять, бросилась назад к автобусной остановке.

В отдалении она увидела свою маршрутку, которую не было возможности остановить: она стремительно удалялась в сторону Нового вокзала.

Когда Елизавета вылезла из следующей маршрутки, пришедшей к её радости довольно скоро, она сразу пресекла поток возмущения подруги словами:

– Катька, ты не поверишь! Такое могло случиться только со мной!

Не понятно, как устроен наш мозг. Скрупулёзно перерабатывая информацию, он лишь на следующий день выдал результат: этой неожиданной «благодетельницей» оказалась заведующая кафе, с которой Елизавета два года назад оживлённо обсуждала меню и все нюансы банкета семидесятилетия своего мужа, и очень остались они довольны друг другом. Юбиляр тогда ещё подарил Галине Витальевне (так звали заведующую) книжечку своих стихов.


Елена Арент
17:38:47 10/06/2021

Люда, наверное, не могла представить себе, какую полемику вызовет эта её короткая история)) Ну что, тоже хорошо, значит, зацепило!)
Сергей, спасибо за разговор о литературе!))
Сергей Волошин
15:18:50 10/06/2021

Елене Арент

Не знаю.. имеет ли смысл вообще идти в прозу, если нет понимания того, что детали это и есть произведение, а остальное просто банальщина, которую писали миллиарды раз.
Всегда интересно следить за ситуацией и героями через детали. А потому книга повисшая в воздухе - та деталь, которая не шибко что-то объясняет. Как пример того, почему заведующая запомнила... ну хорошо, могла запомнить, а еще она могла запомнить по другой причине. Если уж прям книга, то можно было бы вставить в уста персонажа реплику про книгу, которая ей понравилась, чтобы понимать мотивацию. И ГГ тоже могла бы не вспомнить, кто она такая, если бы книга была упомянута и вспомнить, например на юбилее, где муж бы подарил кому-то еще одну книгу (тогда бы обыгралась и деталь про юбилей и книга и интересное свойство памяти, почти джекпот, если не вспоминать о том, что героиня опаздывает и эта деталь не всплывает нигде). Но ее можно было бы обыграть так: в кой-то веки героиня НЕ опаздывает, но садится в машину и по дурости ее увозят к старому вокзалу из-за чего она снова опаздывает и подруга ее отчитывает, хотя там виновата уже не столько она. Казус? Казус!))) Это детали, да, и это краеугольный камень, обыгрывание типичной ситуации, то что делает ее интересной, то что создает повествование и интригу и читателю за этим тогда интересно следить. А не как... ну она часто опаздывала. Ну и что? Книгу подарил (последние слова рассказа) да ну и что?
Сочинительство (если очень упрощенно описывать) похоже на то, как в детстве в игрушки играешь, только теперь под рукой есть все игрушки мира в виде слов и деталей. Рассказ это не пересказ истории с +- небольшим добавлением сочинительства, а художественная переработка всего, интеграция описываемого опыта в канву произведения.
И да, я сейчас не спорю ни о чем, а просто веду приятный, надеюсь, диалог о литературе))
Елена Арент
13:59:31 10/06/2021

Сергею Волошину

Сергей, скорее всего, Людмила действительно с иронией, шутливо хотела преподнести нам случай из жизни, и даже в названии чувствуется ирония) Почему-то я этот посыл "проморгала", хотя могла бы и догадаться) Здесь автор говорит о том, что даже самый необъяснимый сумбур в голове может исправить, расставив всё по местам, всего одна, маленькая, казалось бы, но всё-таки важная, деталь: подаренная книга стихов. Даже при амнезиях памяти очень важно зацепиться за такую деталь - и начинается восстановление памяти. В этом и есть её секреты) Ну а твои предложения подходить к тексту более ответственно я поддерживаю. Часто мы к деталям в повествовании, которые, как выясняется так важны, относимся не серьёзно) И ты об этом подробно написал. Думаю, что это полезно для всех нас, пишущих) Спасибо и Людмиле, и тебе! С теплом и уважением!
Сергей Волошин
13:22:28 10/06/2021

Елене Арент

Привет. Думаю, что если это курьез, то и назвать нужно как-то вроде: "дырявая память", а не "о секретах мозга", потому что в рассказе (объективно) нет ничего про мозг и его секреты. Курьезность ситуации этого названия не объясняет, лично на мой взгляд. Об остальном же я высказался ниже. Нельзя просто взять и назвать что-то курьезом, комедией или детской литературой, чтобы это автоматом все нижесказанное нивелировало.
На счет детективного романа... ожидается, что рассказ или роман о секретах мозга будет либо научно-фантастическим, либо реалистическим, либо комедийным (курьезы в атмосфере исследований тоже случаются), но вот именно в детективном романе эта тема мне видится слабо. Далеко за курьезными рассказами на ту же тему ходить не надо - открываем Чехова и читаем "Лошадиную фамилию". Курьез? Курьез! О памяти дырявой? О дырявой! Смешно? Смешно! Коротко? Коротко! Хорошо написано? Да, прекрасно!
Я понимаю, что, должно быть, сильно прицепился и, возможно, просто трачу свое время, но неужели все то на что я указал ниже и что говорю здесь настолько незначительно, что слово "курьез" просто *бац* и все оправдывает? Я не изначальный прозаик, положивший два-три-четыре десятилетия жизни и развития именно на прозу, но все равно вижу явную необходимость доработки текста...хотя, конечно, это уже дело автора.
Елена Арент
09:28:11 10/06/2021

Люда, спасибо за ответ!) Слово "курьёзная" всё объяснило))
Людмила Хлыстова
07:55:22 10/06/2021

Лена, это не детективный роман. Это просто курьёзная история.
Людмила Хлыстова
07:54:21 10/06/2021

Сергей, спасибо за потуги!
Елена Арент
13:26:22 08/06/2021

Люда, на мой взгляд, данная прозаическая зарисовка, скорее всего, о простой рассеянности или о болезненной забывчивости, и никаких особых секретов мозга в описанном случае не наблюдается. Такое состояние свойственно людям. От рассказа ожидала более интересного сюжета, поворота, интриги. Сергею спасибо за подробный разбор полётов, хотя не всякий автор выдержит такой разбор) С уважением!
Сергей Волошин
12:28:31 08/06/2021

Добрый день. Спасибо за ответ. Мне тоже не особо хочется втягиваться в полемику, но я все же считаю, что рассказ следует обработать напильником, что не так и сложно, чтобы как минимум часть вопросов снять с повестки дня. Но, конечно, это ваше произведение и вы автор, так что вольны делать что угодно, конечно))
1) "современный сленг" - я ничего не писал в комментарии про современный сленг, а писал о том, что люди уже лет тридцать как после развала СССР называют салоны женской одежды магазинами или бутиками (в конце концов, судя по всему в рассказе +- современность). Так что как ни крути, выглядит это странно, учитывая, что героине не за 80 лет, и уже если она телефоны освоила худо-бедно, то вряд ли бы называла магазины салонами. Не знаю, как кто, но лично я не верю.
2) СМС - в комментарии описано, почему это странно. Вы сами, наверняка пользуетесь мессенджерами и соц сетями, и ну какое же СМС, право слово? И опять же, почему не позвонить? СМС - если уж на то пошло это такой же "современный сленг", хотя про современный сленг не было и речи. Слово сообщение не сленг, слово, магазин - не сленг, и слово геолокация - не сленг. Сленг это что-то типа "краш", "няшка", "эмочка" и прочее, и то два последний слова лет 15 как устарели. И да, было бы странно слышать именно сленг из уст героини, которой больше двадцацти.
3) Геолокацию можно не называть напрямую геолокацией, но просто знать о ее существовании стоит, учитывая существование навигаторов уже все те же лет пятнадцать в общем пользовании. В конце концов многое в рассказе - это авторская речь и абсолютно не важно в данном случае сколько лет героине.
4) Детали. Самое интересное. Детали всегда важны в тексте, но все они должны быть на своих местах и срабатывать. Какой смысл в уточнении "светофор", когда говорится про зеленый свет? Да никакого смысла. На что влияет эта деталь? Да ни на что. Право ваше, не спорю, но это действительно никак никого не характеризует, никак ничего не дополняет, и ничего не поясняет, да и какой колорит может создать то, что ни на что не влияет и что можно опустить за ненадобностью. Как чеховское ружье, которое упоминается раз и все. Исчезает.
5) У продавщиц могут быть спонсоры. Могут. Бесспорно. Но...вы знаете, хотя бы одну продавщицу со спонсором уровня "подарил новую ауди"? Вот, я тоже нет. Логично, что продавщицей при наличие крутого спонсора работать никто не станет. не та это работа и не та должность. И да...может быть спонсор, может не быть спонсора, помимо указанного выше несоответствия, есть еще контекст, в котором ничего о спонсоре не сказано, таким образом, если и пытаться оправдать это спонсором, то как минимум придется придумывать за автора часть текста, что, впрочем, касается не только этого места.
6) Героиня перепутала название вокзала и могла назвать Старый центральным, но не Новый. Мозг не работает таким образом. Многое из поднятого в тексте довольно легко объясняется, но назвать Новый вокзал центральным это тоже самое, что назвать таксисту адрес в Сочи, вместо того, чтобы назвать свой, а потом думать "ай-йай, как же так случилость-то" - не знаю, может у героини правда там не все в порядке с мозгом, но за неимением контекста - неправдоподобно. Впрочем, не таганрожцы, как я сказал в прошлом комментарии этого не поймут. Логике поддается почти все, это не тот случай, когда нельзя логически объяснить происходящее. Авторы даже пытаются иной раз магию объяснить, законы мира прописать, а тут такая простая, казалось бы вещь и та не поддается логике.
7) Подарил книжку, хорошо. ОН подарил, а не она. Плюс отсутствует контекст. Честно сказать книжки крайне мало, чтобы были хорошие отношения с заведующей. И если это важная деталь, то имело бы смысл прописать ситуацию, с общением, какими-то деталями из-за чего именно заведующая запомнила...но, если и героиня не запомнила даже, то все в целом ясно. Ситуация с общением заведомо отрицает возможность забыть заведующую, но без этого деталь с книжкой является незначительной. Он мог подарить что угодно, или просто сказать, или вообще забыть, а она бы отдала.
8) У всех людей мозг устроен так. Можно что-то забыть, а потом внезапно вспомнить.. и даже не на утро, а просто переключившись на другую волну. Почему такая обычная вещь является самоцелью повествования? Забыла она человека.. ну бывает, вспомнила, бывает. Но нет конфликта, нет кульминации, нет вывода. Тема сильная, можно много из нее выжать и интересно будет и конфликты, и казусы, и вообще можно написать несвязанные сюжетно рассказы, объединенные в цикл.. но так мы имеем: а) героиня часто опаздывает (и это ружье, которое абсолютно не нужно на данный момент) б) героиня забывает женщину в) героиня вспоминает женщину. Собственно, все. И даже в этих трех пунктах можно сделать историю с казусами, с неожиданными поворотами (например подруга подослала женщину незадачливой подруге, чтобы ПРОУЧИТЬ ее за ее вечные опоздания), это уже интересно. А так... Дело, конечно ваше, но лучше бы доработать напильником.
И я пишу это не для того, чтобы свою правоту отстоять. Просто полемизирую. Понятно, что я могу быть далеко не во всем прав, никто не бывает прав вообще во всем, обычно. Но мне кажется, что из дискуссии может родиться истина и это пойдет только на пользу этому рассказу.
Людмила Хлыстова
07:34:02 08/06/2021

Браво, Серёжа! Я уже не ожидала отзывов после Татьяны Мажориной, так затянулось молчание. Спасибо, коллеги! Ещё более удивилась, что на таком незначительном по объёму тексте можно накопать столько "руды". Не хочется втягиваться в полемику по вздорному поводу, но отвечу, не желая показаться невежливой. Насчёт современного сленга, соглашусь, словечки героини устарели, но и она не молода, как видно из рассказа. Насчёт уточнений в тексте вопрос спорный, это детали, которые создают колорит произведения. Это про юбилей в июне, про зелёный свет и прочее. Про ауди и продавщицу ещё какой спорный вопрос! Ты не знаешь, какие у неё могут быть спонсоры! То, что перепутала название вокзала - не поддаётся логике, об этом сама героиня сказала. То, что юбиляр подарил книгу с в о и х стихов - важно, т.к. это выделило его из многих клиентов, и он, а заодно и его жена, запомнились заведующей, внушило уважение. А то, что у героини сразу всплыло в памяти имя этой женщины, подчёркивает избирательность памяти, о чём и есть рассказ.
Сергей Волошин
15:38:30 02/06/2021

Добрый день. Большое спасибо за рассказ.
У меня, меж тем, возник ряд вопросов, которые все же я осмелюсь задать. Комментарий будет довольно большим, так что заранее прошу прощения.

Касательно речевых конструкций и языка, например.

1) "пробежаться по салонам женской одежды". Никто сейчас не говорит так. "пробежаться по магазинам", "по бутикам" это мне показалось несколько искусственным и канцелярским что ли.
"в поисках нарядов для круглой даты: юбилей у них, считай, рядом, в конце июня". - мне кажется, указание на то, что это круглая дата уже подразумевает, что это юбилей и пояснений в этом плане не требуется.
"Встретиться договорились традиционно: под часами на вокзале, и территориально для обеих приемлемо". - здесь тоже канцелярская, а не художественная лексика, хотя вроде бы это рассказ или зарисовка. Не ожидаешь в рассказах таких конструкций, они больше свойственны научной или газетной речи.

2) Катерина уже настучала ей СМСку: «Я на месте. А ты где?». - вопрос, почему просто не позвонить? Или... например, люди не любят звонить (бывает), почему СМСку, а не сообщение в вотсапе, телеграме или еще где? Не знаю... с СМСками я уже лет десять не сталкиваюсь, и, думаю, мало кто сталкивается.
"Интересно, почему не додумались делать телефоны с определением точных координат оппонента?" - во-первых, додумались и это называется геолокация и при желании можно узнать местоположение человека, если конечно у обоих стоит программа для отслеживания геолокации. Во-вторых, почему оппонента? Она же подруга, а не оппонент (не противник в споре или диспуте и не противник, в общем). Слово, как мне кажется, крайне неточное.
3) Пассажирка - феминитивы нынче в моде, но звучат они прескверно. Можно сказать "женщина" или "она" или еще что-то. Это лично на мой вкус, но феминитивы в большинстве своем существуют лишь для создания комического эффекта или уничижения: как поэт и поэтесса. Поэт - это мастер слова, а поэтесса - это автор женской лирики (вроде неплохо, но не так уж и серьезно).
4) "Загорелся зелёный свет светофора" - мне лично, как, возможно, не самому прозорливому и мудрому человеку, кажется, что без уточнения понятно, где именно он загорелся. Так что мне в силу моего, вероятно, посредственного ума кажется, что это слово можно опустить.
5) "Продавец бы не пригласила её в свою машину" (обращаю внимание, что в этом месте феминитив не используется) - неясно из чего следует этот вывод. Логичней было бы предположить, что у продавца в магазине не может быть Ауди (при зп 15-20 тысяч такую машину не купить), чем утверждать, что продавец никогда не пригласит (очень даже может пригласить).
6) "– Нет, на Новый! Извините - центральный вокзал - старый" - я могу понять оговорку, что она назвала Старый вокзал Центральным из-за волнения, беспокойства и растерянности, но я не могу представить, что должно произойти в голове, чтобы кто-то местный назвал центральным - Новый вокзал (понимаю, что эта деталь будет понятна только Таганрожцам, но все же).

Далее есть вопросы по деталям. Например важно ли, что юбилей в июне? Важно ли, что Юбиляр подарил книжку, важно ли имя заведующей? Детали должны быть якорями, все-таки, они должны находиться на своих местах и работать на создание атмосферы, как мне кажется, внутреннего состояния героев или описывать их суть, нести какую-то мысль.

За рассказ спасибо, из этой темы можно много чего взять и написать очень хорошие вещи, но вот, я об описанные выше вещи спотыкался...все-таки рассказ подразумевает композиционно: экспозицию - знакомство с героем и обстоятельствами (она есть), завязку (она есть), развитие действия - его нет, оно обрывается, когда героиня выходит из машины; кульминацию - она случается там же, где и развитие действия, тем самым одно от другого не отделить и обрывается так же; развязку - это то, что она рассказывает подруге и вспоминает. И вот вопрос, а какой конфликт? Конфликт памяти и работы сознания, которое забывает многие вещи, но тогда этот самый конфликт решается сам собой, без какого-либо участия. Конфликт с опозданиями? Так он не решается, а где-то висит фоном на заднем плане, и не совсем понятно почему это важно знать читателю, что героиня, мол, всегда опаздывает.
Ладно, это все слишком много для рассказа (зарисовка по объему, но учитывая все же композицию и сюжетную составляющую, это ближе к рассказу), длиной в страницу, но все-таки. Извините, если вас расстроит мой отзыв, но мне многое кажется недоработанным, в то время, когда другие хвалят, когда, вероятно, все же следует довести блюдо до готовности, потому что (на мой вкус) сыровато. Ладно бы это был уровень не Союза... но почему тут хвалят и не замечают, как мне кажется, очевидных недоработок художественного повествования мне не совсем понятно.
Анатолий Токарев
13:29:15 01/06/2021

Хорошо подмечено и написано. Прочитал с удовольствием!
Татьяна Александрова
14:04:29 27/05/2021

Ожидала что-то трагическое случится, но слава Богу, обошлось! Интересная зарисовка о вечно опаздывающей...
Вячеслав Зименко
13:32:32 23/05/2021

Да, верно: о мозге ещё не раскрыто множество секретов, а о женском - в бесконечной степени!!! Читал с интересом, спасибо.
Людмила Хлыстова
09:09:12 22/05/2021

Спасибо, Татьяна! Первый отзыв - самый приятный.
Татьяна Мажорина
00:42:11 22/05/2021

Коротко и, как всегда, динамично, интересно!

ООО «Союз писателей России»

ООО «Союз писателей России» Ростовское региональное отделение.

Все права защищены.

Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.

Контакты: