ООО «Союз писателей России»

Ростовское региональное отделение
Донская областная писательская организация (основана в 1923 г.)

Татьяна Александрова. Урок (рассказ)

06:38:36 10/08/2020

УРОК

            Саша сидел за последней партой, и Леночке казалось, что он всё время смотрит на неё, хотя их разделяли ещё несколько парт. А может, и не смотрит. Может, ей просто так хотелось, чтобы смотрел. Она поправила заколку, скрепляющую косу, пригладила воротничок на форме.

Саша Морсов ей нравился. Он, когда отвечал у доски, всегда что-нибудь смешное добавлял, все смеялись, даже учительница Анна Петровна. И хотя его считали хохмачом, в математике он был первым. Контрольные быстрее всех решал. Леночка тоже любила математику. И даже вместе с ним участвовала в школьной математической олимпиаде. Да и вообще, Саша был симпатичным, считала она.

А вот Валера, её сосед по парте, тоже будто бы симпатичный – глаза голубые, ресницы густые, длинные, как у девчонки. Он ей всегда на 8 марта подарки дарит самые лучшие в классе, конфетами шоколадными угощает, они часто доверительно общаются, но Леночка к нему равнодушна. Почему так бывает? В свои десять лет она разобраться не могла…

Шёл урок литературы. Анна Петровна рассказывала о писателе Константине Паустовском. Леночка слушала, подперев щёку кулачком. Или делала вид, что слушает, мысли её были не о писателе.

Леночка случайно, а может, не случайно, уронила ручку и, поднимая её, посмотрела на Морсова, тот глядел в окно. Усевшись за парту, Леночка чуть придвинулась к Валерке и тихо спросила:

– А ты с Сашей Морсовым давно дружишь?

– Мы живём в одном доме. В один садик ходили, – так же тихо ответил тот.

– Понятно. А скажи мне, кто тебе из девочек в классе нравится?

– Зачем тебе это?

– Ну, скажи…

– Не скажу…

– Тогда и я тебе не скажу…кто мне из мальчиков нравится.

Учительница строго на них взглянула и Леночка замолчала.

– А я знаю, кто тебе нравится, - заговорщицки продолжила она через пару минут.

– Кто? – быстро отозвался Валера.

– Гапонова! – назвала Лена фамилию белокурой, большеглазой воображалы, которую многие девочки считали самой красивой в классе.

– Нет,.. – улыбнувшись, ответил Валера.

– Тогда Павлова!

– Нет, – прошептал он.

– Скажи, кто? Я никому…

Валера загадочно посмотрел на неё. Леночка перечислила ещё несколько фамилий, но он отрицательно качал головой.

– Ну не хочешь, не говори, – сдалась Леночка, – А мне твой друг – Саша Морсов нравится, – вдруг неожиданно выпалила она.

Валерка взглянул на неё, как-то странно, разочарованно, что ли, и вдруг обернулся к другу и довольно громко проговорил:

– Морсов, тебя Светлова любит!

Конечно, это услышали все. В классе громко засмеялись. Леночка схватила учебник и хлопнула им Валерку по голове.

Анна Петровна, повысив голос, сказала:

– Светлова, дневник ко мне на стол! Ты сегодня заслужила по поведению двойку!

Леночка обиженно поджала губки, и негодующе взглянув на Валерку, отнесла дневник учительнице. Ей было очень стыдно, она ещё никогда не получала двоек, тем более за поведение. Лицо её залила краска, она уже жалела, что выдала свою тайну, а Валерку ей хотелось просто уничтожить.

– Предатель, – стиснув зубы, прошептала она ему.

А он ей в ответ:

– Сама ты предатель….

В этот день Леночка еле дождалась конца уроков. Зима в декабре была снежной, но неустойчивой. То подморозит, то на следующий день подтаивает. Леночка шла осторожно, чтобы не упасть. И тут она услышала за спиной мальчишечьи голоса. Она обернулась. За ней, на небольшом расстоянии шли Сашка с Валеркой.

– Светлова, подожди! – крикнул Валера.

Но Леночка только ускорила шаг. Так они и шли за ней, не отставая, но и не приближаясь. Леночка знала, где живёт Валера и что скоро они повернут направо. «Быстрее бы сворачивали», - подумала она.

Наконец, они повернули, и девочка с облегчением вздохнула.

Ей предстояло перейти дорогу. И тут возле пешеходного перехода, она поскользнулась и упала, громко вскрикнув: «Ой!». Это произошло так мгновенно, что Леночка и опомниться не успела, как уже лежала на обледенелом тротуаре. Портфель в одной стороне, сумка со сменной обувью в другой…

– Лена, Лена! – теребил её за плечо, неожиданно оказавшийся рядом, Валера, – Ты можешь встать? Руки, ноги целы?! – с тревогой спросил он.

– Кажется всё цело, вот только коленке больно…– растеряно ответила она.

Мальчик помог ей подняться.

- Давай руку, - сказал Валера, - Я тебя провожу домой.

– Спасибо,… не надо… я сама.

Валера подал ей портфель, сумку.

– Точно дойдёшь?

Леночка ничего не ответила. Она увидела в стороне Сашку Морсова, который стоял и глядел на них, ей даже показалось, что он усмехается.

– Дойду сама, не переживай. Иди, тебя вон друг дожидается…

Валера даже не посмотрел в его сторону. Он, молча, но решительно взял у неё портфель, и упрямо произнёс:

– Я провожу тебя, Светлова. Скользко ведь…


Татьяна Александрова
23:44:03 18/08/2020

Спасибо, Людмила! Да, ты права, лучше никогда не признаваться, что так и было...
Людмила Хлыстова
18:01:38 18/08/2020

Таня, не обращай внимание на скептицизм мужчин. Что они понимают в девичьей любви!
И никогда не признавайся, что так и было. Все обманываться рады.
Татьяна Александрова
13:48:53 15/08/2020

Спасибо Ирина, Павел за отзывы. Сколько писателей, читателей столько и мнений. Все же, Павел, я благодарна тебе за большой, конструктивный разбор моего маленького рассказа. Не со всем согласна, но кое- что приму к сведению.
Ирина Дьяченко
11:22:32 13/08/2020

А мне совсем не показалось, что рассказ далёк от действительности.
Только в 10 лет и можно не заметить, кому ты действительно нравишься...
Спасибо , Таня, всколыхнула школьные воспоминания.
Павел Малов
14:28:17 12/08/2020

Татьяна, заинтересовался прежде всего полемикой, потом уже ознакомился с произведением. Начну с цитаты: "Получилось или нет, судить читателю". Думаю, писатель -- это тоже читатель, потому что читает то, что пишут его коллеги. Ну, судить -- громко сказано... А вот мнение своё выскажу. Татьяна, ты пишешь: "Кстати, рассказ основан на реальных событиях. Почти ничего не добавляла". Это уточнение -- с какой целью? Чтобы отмести у читателя всякие сомнения в нереальности происходящего в рассказе? Меня наоборот это ещё больше укрепило, что рассказ психологически нереален и в реальной жизни такого просто не бывает! Он очень далёк от действительности. Прежде всего непонятно время, в которое всё происходит. Судя по тому, что упоминается школьная форма (причём, только у девочки) -- это, скорее всего, брежневские времена. В сталински-хрущёвские форма, причём полувоенного покроя, была и у мальчиков. Я хорошо помню школьную атмосферу брежневской школы. Самое главное в те времена было: "Раньше думай о Родине, а потом -- о себе!" А в рассказе, не смотря на замечание учителя, девочка и мальчик целый урок, вместо учёбы, болтают о любви? Татьяна -- это явно, примета нового, "свободного" времени! И это не главное -- нереален возраст школьной парочки -- 10 лет, это где-то 4-ый класс. А разговаривают они как 13-14-летние. Тем более диссонансом прозвучал ответ мальчика о своём друге-однокласснике: "Мы живём в одном доме. В один садик ходили"... Тут даже для 10-летнего мальчика упоминание о садике звучит неправдоподобно. Тем более тема его разговора с девочкой -- любовь. Построение вопросов-ответов разговаривающих, их лексика, психологизм ситуации подразумевают детей значительно старшего возраста. Затем следует, психологически неоправданная и не подготовленная сцена дикой выходки мальчика и в ответ -- не менее дикая ответная реакция девочки -- учебником по голове! И всё это потому, что так было в жизни! Именно так и никак иначе! А если пофантазировать, придумать что-нибудь интересней, как в действительности не было? Но написать так, чтобы тебе поверили -- было! И в завершении -- уйти бы автору от банальной «счастливой» концовки. Поразить чем-нибудь читателя-коллегу писателя! То есть, автор, игнорируя сверхзадачу, пошёл по наиболее лёгкому, накатанному пути -- почти ничего не добавляя -- одни реальные события. Ну и получилось, что получилось -- фотография жизни. Но это удел газетчиков, фотокоров. А где художественная картина? Татьяна, рассказ вовсе не безнадёжен, ты просто поторопилась его публиковать. Он не отлежался как следует. Уверен, через пару месяцев ты сама пожалеешь, что разместила его на сайте Союза Писателей. К тому же, вначале повествования есть замечания и по самому тексту: ненужное уточнение, тавтология, "бессвязные" причинно-следственные связи...
Татьяна Александрова
22:27:32 11/08/2020

Вячеслав, Елена, Владимир, спасибо за прочтение моего рассказа и интересные отзывы. Владимиру: У девочки и мальчика - доверительные отношения, поэтому она спросила о том, что её волновало. А новизны в рассказе нет,я согласна. В нем всё о том же - о любви, которой все возрасты покорны. Получилось или нет, судить читателю. Кстати,рассказ основан на реальных событиях. Почти ничего не добавляла.
Владимир Морж
22:46:50 10/08/2020

Не увидел новизны

Девочка начала спрашивать у мальчика про то, кому кто нравится в классе? Автор не перепутал? Может, она с подружкой говорила?
Елена Арент
15:02:14 10/08/2020

Переживает, заботится - значит любит))) Хороший рассказ, Татьяна! Спасибо за тему и светлое настроение! С теплом и уважением!
Вячеслав Зименко
13:05:08 10/08/2020

Да, школьные годы щедры на сентименты!Татьяна, спасибо за рассказ. В жизни Леночки будет ещё не один такой урок.

ООО «Союз писателей России»

ООО «Союз писателей России» Ростовское региональное отделение.

Все права защищены.

Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.

Контакты: