ООО «Союз писателей России»

Ростовское региональное отделение
Донская областная писательская организация (основана в 1923 г.)

Алексей Глазунов. Наша молодёжь

18:29:42 29/11/2019

Наша молодёжь

Откровение

       Меня настораживает и отталкивает творчество тех авторов, которые пытаются делать своё имя топтанием на чужом произведении, переписывая чужое детище в своей интерпретации. Так, например, находятся умники, которые переделывают на свой лад «Тихий Дон»  Шолохова с тем же сюжетом и с теми же героями. Персонажей «Поднятой целины» —  Нагульного и деда Щукаря перетаскивают в сегодняшний день и заставляют их дуться, напрягаться и разгребать наши «завалы». Фантазируют в сказках Пушкина. И ещё много подобных примеров. Деятели ещё те! Ты создай свой сюжет, своих героев со своими судьбами. Вот тогда ты будешь достоин уважения. 

       Работая с начинающими поэтами, никогда не утаивал творческих «секретов»,  выкладывал всё подчистую, от всей души стараясь поделиться своими наработками. Способный возьмёт мой опыт на вооружение, а кому не дано, так хоть наизнанку вывернись — толку не будет.

        Писать надо искренне о своём мироощущении, о своих чувствах, тогда будут вам верить.

      Всегда говорю начинающим поэтам о том, что надо усердно работать над словом. Чтобы обрести крылья Пегаса, надо трудиться, как лошадь. Знайте: читатель — очень даже неглупый. Он не станет читать ваши вирши, если заметит корявости стихосложения и  пренебрежительное отношение к творчеству. Он просто отложит вашу книгу в сторону. А ещё: стихотворение пишется не сначала, а с конца, то есть необходимо заранее знать, к чему ты хочешь привести читателя. Есть поэзия, а есть рифмованная проза... А проще — стихоплётство. Так что не надо заблуждаться. Поэзия — это когда всё ставят с ног на голову. Вот тогда она поражает! Но, к сожалению, не всем удаётся её постичь. Может быть, лучше заняться другим интересным делом? Потому как бывает: человек хороший, а поэт не очень... И наоборот: человек не очень, а поэт замечательный. А случается: и здесь не очень, и там — ни в какие ворота. А чтобы тебя узнавали как автора, достаточно написать одно произведение... но хорошее. Очень хорошее!

      Тщеславие, самовлюблённость — неотъемлемая черта творящего человека, тем более молодого, как же без неё. Но пусть её будет совсем чуть-чуть. Только, не дай Бог, чтобы этот сладостный недуг перерос в болезнь.  Полюби себя и полюбят тебя, поверь в себя и поверят тебе. Для писателя нет большего счастья, чем того, когда читают его книги. Нам, творящим, от жизни надо мало, нам не надо даже денег за наш творческий труд: нас достаточно похвалить — и мы счастливы! Ну и слава Богу! Но походку не стоит менять.

     А творческое соперничество идёт только на благо творящим. Мобилизует силы, не позволяет останавливаться: на пятки-то наступают... Хотя бывает всяко... Если ты стал человеком публичным (твои произведения уже печатают), то не надейся, что о тебе будут говорит только хорошее. Будь готов ко всему. Пойми это заранее. И будь спокоен.  Мы влюбляемся в свои произведения и не замечаем в них недостатков. Так что критикам надо говорить «спасибо», а не обижаться, потому как, — станет расти твоё мастерство. А от похвальбы толку мало. У любого автора не могут быть только хорошие, совершенные произведения: всегда и у всех что-то сильнее, что-то слабее. Но стержень творчества всё же должен быть крепким. Да, я терпимо отношусь к критике своего творчества. А что? Если и великого Шолохова пытались охаять; Ленина, вождя пролетариата, икону советскую, низвергли; Иисуса Христа распяли, то что говорить о нас, простых гениях?..

       Всё в мире относительно, в том числе и талант. Есть замечательная русская пословица: молодец против овец... и так далее. Так что неча возноситься! Потому как, чем же ты лучше плотника? Плотник делает реальные вещи, а ты?... Ну, хорошо-хорошо!.. Ты врачуешь людские души.

              Как определить умный ты человек или... не очень?.. Как можно сравнить ум (не интеллект) профессора и плотника, подведя общий знаменатель? Можно ли? Можно. Можно даже определить самому, какая у тебя умственная планка. Молча. Наедине с собой. И так: если у тебя ЗАДУМАННОЕ тобой в большинстве случаев сбывается, значит, ты — умный. Если нет... ставь перед собой реальные жизненные высоты.

       Как я пишу стихи? К примеру, меня что-то поразило в жизни: созерцание природы, взволнованность чувств, парадокс поступка... И я сажусь писать стихотворение. И осмысливаю, и переделываю его до тех пор, пока меня поразит мной написанное так же, как поразило то, что в жизни. Мне немало лет, а я всё продолжаю работать над строкой и над собой...  Нелёгкое это дело писать стихи.   

И вот пишешь-пишешь... и вдруг упираешься, будто в стену: не идёт дальше дело, как не бейся, как не стучи — стена! В таких случаях останавливаюсь, откладываю недописанное на недельку и занимаюсь другим стихотворением. А через время возвращаюсь к недописанному. И никакой стены — «шагаю» уверенно дальше.

       В нынешние времена занятие писательством порой доходит до абсурда. Приведу «похождения» современного писателя. Автор усердно, кропотливо и вдохновенно трудится ночами над будущим романом. Не досыпает. Естественно, устаёт. И вот закончил. Своё творение несёт в издательство. За свои деньги, заработанные на основном производстве, выпускает книгу. Пытается продать. Но книги не колбаса — их не расхватывают. Что ж, раздаёт друзьям и знакомым: пусть читают. Но они не читают. И самое страшное для них при встрече с писателем, если он спросит: «Ну и как, прочитали мою книгу?» Не лучше ли, просто раздать деньги?.. Несостоявшиеся читатели, если что и сделают хорошее, так это поставят книгу на полку, на видное место, и будут хвалиться гостям, какой у них друг-писатель. А хочется, чтобы роман читали. И вот автор предлагает Музе устроить семейное чтение. Говорит: «Начинай читать вслух». Она: «Ты умеешь с выражением, читай ты». Что ж, читает. Слышит: вдохновительница посапывает. Глядь: она уже спит. Выходит, что автор сам написал и сам себе читает... Смешно? Не очень... Но не будем отчаиваться.

       Жизнь, говорят, раскручивается сквозь века по спирали, повторяя этапы пройденного. И я надеюсь... Нет, я убеждён, что и художественная литература подвластна этим законам мироздания. И она вращается также по спирали. Придёт время и поэзия, и проза будут вновь востребованы людьми, потому как в них присутствует и бурлит любовь к жизни.

       И вот яркий недавний пример: международный литературный конкурс, организованный ростовским отделением Союза писателей России, «Степные всполохи». Это был не простой конкурс. Я имею в виду количество творческих работ. Это был какой-то рукописный тайфун! Более тысячи произведений поэзии, прозы, публицистики.

    И кто теперь скажет, что литература уже никого не интересует? Что она ушла в прошлое? Людей по-прежнему волнуют их чувства, их взаимоотношения, их проблемы. Человеку необходимо высказаться, поделиться своими впечатлениями, исповедаться, наконец!

        Когда мне говорят, что молодёжь сейчас «такая-сякая», я не верю. Во все века так говорили. Молодёжь у нас замечательная! И жизнь не остановится. Будут талантливые и художники, и музыканты, и учёные, и писатели. И у нас, в ростовском отделении Союза писателей России, есть молодые талантливые писатели. Когда их принимали в наш творческий коллектив, им не было ещё и тридцати лет, а некоторым — чуть более двадцати. Но они уже заявили о себе достойно. У каждого свой литературный жанр, свой особый почерк, свой ни на кого не похожий стиль. 

       У писателя должна быть хорошо развита фантазия. И соответственно — умение вживаться в разные образы своих героев, тогда он напишет достойное произведение. У Ксении Баштовой это получается. И литературный язык у неё на уровне. Присутствует образное видение. Свидетельством являются её фантастические романы. Ксюша вводит нас в виртуальный мир, которого мы не знаем. И в начале не всегда понимаем, где же мы находимся?.. Подобно Александру Грину она использует необычные имена: Летти, Элиаш, Летисия, Заглот... Наверняка, такие приключения интересны и понятны подросткам, а это уже хорошо! В литературе множество жанров и каждому читателю по нраву свой. Сама Ксения говорит, что пишет сказки для взрослых и новый жанр называется  «фэнтези».

       Перенестись писателю в прошлое или будущее в общем-то несложно: меняется архитектурная внешность в историческом бытие или меняется реальная жизнь на фантастическую среду, но не меняется человеческая суть, она всегда одна. Характеры людей, любовь, ненависть и т.д. — всё это проходит через века и остаётся неизменным. В романах Ксении главное — взаимоотношения людей, их стремление к цели.

       Я верю в её творчество, в её писательский потенциал. И, может быть, со временем она одарит нас жизненной действительностью. Я — за молодёжь.

       Так я писал  о Ксении, давая ей рекомендацию в Союз писателей России в июле 2013 года. Сейчас она радует нас и  реалистическими рассказами, которые завоёвывают победные места в литературных конкурсах.

        С большим интересом прочитал повести Вадима Селина «Любовь со второй попытки» и «Шанс на любовь». В них жизненные истории подростков 14-16 лет, с их непростым взрослением, с их постижением мира и любви.

       Повести наполнены теплотой и добром, в них нет грязи и пошлости. Действия происходят в реальном и осязаемом мире. Естественно, возникают конфликты, психологические эксцессы.

       Присутствуют лирические отступления, описание природы, размышления героев. 

       Любопытно, что автор, молодой мужчина (28 лет), пишет от имени девушки.

       Данные книги учат молодёжь положительному восприятию жизни. А нам это так необходимо.

       А вот читаю книгу Анастасии Кривохижиной «Опережая дождь». Прекрасные психологические новеллы. Поэтичные, эмоциональные! Написано ошеломляюще! От прочитанного испытываешь невероятное потрясение, восторг, радость. И восхищаешься автором. Я редко встречал такой литературный стиль: фразы выплёскиваются кратко, мощно, образно. Каждая новелла Анастасии — это обнажение души, насыщенной эмоциями. Мир описанный в них — её духовный мир. И я с трепетом и волнением окунаюсь в него и выхожу чистым, светлым, одухотворённым. Ты — умница! Способная, одарённая, так и хочется сказать: поэтесса. Сил тебе и вдохновения. «Дождь начался неожиданно. Разразилась нешуточная гроза, и пошёл ливень. Я шла в парк. Мимо — ни одного прохожего. Кто пойдёт в парк в такую погоду? А вот я пошла! Меня очень тянуло туда. На мост. Он высокий. А внизу протекает быстрая река. Она словно горная: чистая и холодная. Я люблю гулять по мосту. Ступаю на перила... Я улыбаюсь. Чёрт! Отчего мне так легко и приятно? Раскидываю руки в разные стороны.

  • Небо!!! - кричу, запрокинув голову, - у меня есть крылья!..»

       И, несмотря на всё вышеперечисленное, я скажу: эти прекрасные психологические, поэтические новеллы не Кривохижиной. Они... Небоскрёбовой.

       Стихи Дмитрия Ханина удивляют прозорливостью взгляда и ума, в таком-то молодом возрасте.

 

Позволь, Господь, мне быть негладким,

Но упаси — в часы обид

Стать камнем,поднятым с брусчатки,

Который в Родину летит.

 

       Образность, метафоричность, гиперболы и, конечно же, мысль — вот основные стержни на которых держится поэзия Дмитрия:

 

Он в синее безветренное небо

Закидывал надежду, как блесну.

 

Он на сцене сегодня бог,

Он любим и почти всесилен -

Если были бы крылья, мог

Стать орлом на гербе России.

 

       Дмитрий Ханин лауреат Международной литературной премии имени Сергея Есенина «О Русь, взмахни крылами...» (номинация «Русская надежда»).

       В стихах «Троллейбус», «Старый гвоздь», «Атеист», «Ветер» образное видение и размышление над смыслом жизни. В них чувствуется уже не юноша — муж. Но не всегда хочется в стихах разума...  А хочется чувств, эмоций, вихря, огня и любви! И у Дмитрия всё впереди. Это только начало. А начало сильное.

       Ещё даже не читая стихи Сергея Волошина, а только общаясь с ним, сразу скажешь — он поэт! А когда он читает свои стихи — заслушаешься. Фейерверк!

 

Я приеду к тебе — и все станции пусть подождут,

Пусть старухи отложат товары свои на потом, — 

И плацкартный вагон, с неуместно разинутым ртом,

Будет нас провожать, отходя к проливному дождю.

 

Я приеду к тебе, — будут бусы из выпавшей влаги

Украшать паутинки вчерашних квартир пауков...

 

Я приеду к тебе сквозь ветра и магнитные бури...

 

Я приеду к тебе!..

 

       Главное, — чтобы стремление к творчеству не перегорело.

       Поэтическое творчество Елены Шевченко настораживает, иной раз даже шокирует. Она и сама шутит, что побаивается «соваться в мир своих стихов без ножа и фонарика»...

 

Полночь взорвалась, стёкла по щекам

Утренне-розовых стен...

Острой ладонью весну рассекать

Марту не больно совсем.

 

       Понятно желание молодой поэтессы: писать «не как все». А что? Получается. Стремление смотреть на мир своим взглядом. Делиться впечатлениями. И писать. И естественное желание заявить о себе. Старт дан. Удачной дистанции. Главное верить в себя:

 

Слёзы в солонке хранятся скверно,

Скоро совсем потеряют цвет...

- Плачь обо мне. Я жива. И верю

В то, что препятствий для счастья нет.

 

        Хочется ещё сказать молодым: будьте  оптимистами и в жизни, и творчестве, ставьте для себя высокую творческую планку. Стремитесь достичь своих кумиров, более того — превзойти. Дерзайте, боритесь, пробивайтесь! У вас обязательно всё получится. И каждый знай — в этом мире ты такой один. Не дожидайтесь мудрости и не стремитесь к ней. Её не надо завоёвывать. Мудрость сама придёт. Творите, любите и будьте счастливы!


Г. Рычнев
20:08:35 23/12/2019

Лёша, где ты откопал таких молодых, что переписывают" ТихийДон"? Это что-то новое. У нас в библиотеке выступала как-то приезжая поэтесса, так она переложила "Т. Д. " в стихах. И что за неприязнь к "мудрецам" тебя отталкивает?Каждый по-своему познаёт классику. Владимир Морж прав:" пусть пишут, это не самое плохое времяпровождение"
Владимир Морж
18:08:42 03/12/2019

Иногда откладываешь не то что на неделю, а на годы...

Но я не об этом.
"Глядь: она уже спит. Выходит, что автор сам написал и сам себе читает... Смешно?"
И пусть пишет! Пусть печатается! Пусть тратит деньги! Пусть дарит книги другим, даже их никто не прочтёт! Это совсем не самое плохое времяпровождение. И даже совсем неплохое! (в скобках: И всегда остаётся надежда: а вдруг?..)
Татьяна Мажорина
09:53:27 02/12/2019

Объективное, вдумчивое эссе, написанное с уважением и любовью к молодым, но довольно-таки сильным авторам. Прочла с удовольствием. Спасибо!
Елена Арент
11:53:26 30/11/2019

Интересное эссе о творчестве! Спасибо, Алексей, за добрые слова в адрес молодых писателей! С уважением!

ООО «Союз писателей России»

ООО «Союз писателей России» Ростовское региональное отделение.

Все права защищены.

Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.

Контакты: