ООО «Союз писателей России»

Ростовское региональное отделение
Донская областная писательская организация (основана в 1923 г.)

Раиса Кореневская. Новые стихи

10:10:53 29/08/2019

Представляем новую подборку стихов талантливого, по мнению редакции сайта, ростовского литератора, лауреата "Скрёбовских чтений-2018" Раисы Кореневской.

 

***

Давным-давно, во времена Адама,

горел костёр и люди у огня

в своих мечтах наивно и упрямо

себе выдумывали имена.

И камни становились топорами,

но своды закопчённые пещер,

наполненные гулкими ветрами,

им грезились жилищами потерь.     

У ног людей плескались океаны,

и кто-то был готов их покорить;

плыл человек сквозь млечные туманы,

забыв в пещерах двери притворить.

Потух костёр в том первобытном веке,

но он не сжёг нить Млечного Пути:

лежит она под звёздною застрехой,

ждёт самых  смелых, кто готов идти

и в двадцать первый век, и в тридцать первый

под парусом, зовущим в путь мечты;   

а мы – варяги, половцы и греки –

не будем жечь на их пути мосты.

 

***

Как хорошо в минутах быстротечных

услышать шёпот мне родных полей,

взять невесомой тяжестью на плечи

прохладу дня с жужжанием шмелей.

 

Под тополем раскидистым высоким

почувствовать и всей душой принять

ритм времени в бегущих ввысь потоках

и понимать: я – малая их часть.

 

Я -  зёрнышко, напитанное вволю

и светом неба и его теплом,

мне отзываться на любовь любовью,

как этот тополь в городе моём.

 

Как этот шмель, взлетающий не близко,

как этот август, льющий снова зной;

запомнивший, как поле колосится,

как наливает тяжестью зерно.

 

Не разорвав родную пуповину,

куда-то улетает жёлтый лист;

не малой частью и не вполовину

мне шмель жужжит и тополь шелестит

 

что я – зерно, напитанное вволю

и светом неба, и его теплом:

мне отзываться на любовь любовью,

как это лето в городе моём.

 

***

Витая в запахах весенних

с раздольем скошенного луга, 

стоят стога в оцепененье,

седые тени бросив кругом.

Хотела б я в сто крат умножить

мгновенья, где взметнётся клевер

и снова будет в стог уложен

клочок зелёного апреля.

И чтоб была коса в томленье

и нежили бока коровы…

Есть в сливках их немного лени,

но сладость лета больше втрое.  

В пришедшем солнечном июне

возьму плетёную корзинку;

сложу в неё, что не минует

за мной бегущая тропинка.

Луга там бросят ошалело

мне в руки ранние рассветы,

чтоб  сердце больше не  болело,

чтоб снова я пропахла летом.

 

***

Скворушка, будь и сегодня со мною!

Пой о весне и, любовь не тая,

это чудесное утро земное

не уноси далеко от меня!..

Снова река зашумит половодьем,

радость её мы с тобою поймём;

буйству стихий не натянешь поводья,

если земля отзовётся теплом.          

Пусть за тобой не могу  полететь я –

полем пшеничным любуйся и ты.

Если весна нам расставила сети –

будут они из её доброты.

Солнце на крыльях неси малым деткам:

не обожжёшь ты их этим огнём.

В песне твоей нет любви безответной, –

только ответная в сердце моём.

 

 

СОЛНЕЧНЫЕ ЦВЕТЫ

 

Какая прелесть в солнечных цветах!

Мне радостно их видеть у дороги,

и пусть они мелькают тут и там

и россыпью бросаются под ноги.

 

Не для того, чтоб смятыми в пыли

быть горсткой  лепестков над чёрным стеблем,

а чтоб рассеять семена свои,

как дар любви незыблемой Вселенной.

 

Придёт пора весенняя опять,

ручьи помчат серебряные струи,

дождь по земле опять начнёт стучать

и строить капли в линию косую.

 

Придёт такой же, как теперь, апрель,

погожий день, и снова одуванчик

откроет мир и приоткроет дверь,

где девочке цветок протянет мальчик.

 

И вспыхнет свет, и солнечный цветок

в венке Вселенной свет не растеряет; 

в душе ребёнка радостный поток

пусть не рассыплет то, что обретает.

 

Какая прелесть в солнечных цветах!

Мне радостно их видеть у дороги,

и пусть они мелькают тут и там

и россыпью бросаются под ноги.

 

***

Гроза застанет и меня врасплох,

влетит в окно вдруг отголосок грома, –  

душа моя, как комнатный цветок,

в порыве ветра встрепенётся томно.

 

Темно на небе. Всё ещё темно.

Раскатистое «Р», не отдаляясь,

всё падает и падает на дно

воздушное, где синева осталась.

 

И небо опускается ко мне

то светлою, то тёмною полоской;

вселенная в распахнутом окне

расцвечена весны многоголосьем.

 

С любовью научусь я различать

и в шорохе, и в грохоте, и в стуке

моей земли особенную стать –

стихий природных радостные звуки.

 

В их отблесках сердечный мой надлом

затянется, исчезнет без остатка,

как исчезает и апрельский гром,

уже бегущий к маю без оглядки.

 

***

Кто там дудит в камышовую дудку,

ноты едва разучив,

нежно баюкая выводок утки,

свистом наполнив мотив?

Кто в глубину камышового рая

льёт и прохладу и тишь?

Кто там озёрною рябью играет

словно пугливая мышь?                                                    

Красной букашечке, названной – божьей

к небу не время – взлетать;

пробует холод она осторожно

лапкой босою опять.

Прыгает солнце внезапно за тучку,

плещется светлою мглой;

прячутся мглистые малые кучки

за семицветной дугой.

Дождь затихает и тихая заводь 

снова не слышит его;

лис не стремителен будет в засаде, –

утки взлетят высоко.

 

***

Тугую ветку ива мне подаст

как руку и мы вместе помолчим;

а где-то близко, может быть, для нас

заводит птенчик тонкое: «тим-тим!»

 

И в этом «тим» себя он познаёт.

А я ему – большая птица-мать

и ива – мать.  И что придёт черёд –

птенца мы обе будем провожать

 

туда, где для него чужое всё,

жгут небеса нещадно землю там;

бесстрастно солнце крутит колесо

и от него бежит гиппопотам.

 

Лететь и птахам в нестерпимый зной,

искать глоток воды в сухих песках;

а в памяти зов синевы родной

и лето в ласковых её руках. 

 

Тугую ветку ива мне подаст

как руку и мы вместе помолчим;

а где-то близко, может быть, для нас

заводит птенчик тонкое: «тим-тим!»

 

***

Холод – как примета ноября,

и уже хрустит ледок на лужах,

и у неба тёмные края

наклонились к прилетевшей стуже.

Лист замёрзший ввысь не улетит, 

в наледи блестит зелёным светом;

он теперь – хрустальный малахит, 

плод весны, не сбережённый летом. 

И распутицы застыла грязь,

осень топчется по ней в испуге...

Скоро и зима, не хоронясь,

стужу назовёт своей подругой. 

Но, пока дождливой чередой

тянутся неделя за неделей,

будет вновь окатывать водой

изумрудом вспыхнувшие ели.

Не взмахнёт ветвями березняк,

если солнце светит не лучисто,

и не в сумрачных коротких днях

о весне споёт певунья-птица.

Как придёт морозная пора,

будут вьюги петь напропалую

и метели, словно повара,

сварят кашу снежно-крупяную.

 

***

Чтоб ветра не царапали кожу,

надеваю простую рубашку;  

и душе в ней не будет тревожно,

и плечам с этой ношей не тяжко. 

Убедиться бы мне многократно,

что однажды проснусь на рассвете,

как дитя, буду сжата в объятьях

дня, в котором нет чёрного цвета.

Но сейчас, под осенним пожаром,

там, где ночи длинней, дни короче,    

я не знаю, зачем провожаю  

то, что август ушедший пророчил…

Пусть в шкафах у меня будет пусто –

жизнь люблю, как любить невозможно

в эту пору прощаний и грусти,

где хочу на себя быть похожей.


Владимир Морж
21:10:20 05/10/2019

Полностью с Ваи согласен

И обратного - по поводу редактуры - не утверждал. На счёт "достойно принимать" - а как иначе? Важно, чтоб и критик не истерил :)
Курмакаева Валентина
21:50:31 04/10/2019

В.Моржу

А вот и нетушки! Подсказкой и правкой занимается редактор. И делается это в процессе работы над произведением. У крупных писателей он постоянный, как правило. А критика начинается тогда, когда произведение или сборник стихов уже опубликованы. И тут уже никто никому ничего не подсказывает, а хвалит или ругает. Идёт разбор полётов. И надо уметь принимать это ( или не принимать) достойно, а не закатывать истерику.

Владимир Морж
20:32:55 04/10/2019

О критике на странице

"Ага! Значит, хвалить и гладить по головке можно без всякого конструктивизма и конкретики, а если критикуешь, то предъяви доказательства."
Ага!
Никто тут не хвалил Кореневскую просто так, каждому положительному отзыву указана та или иная причина. Конечно, критика в этом случае может быть конкретнее, но в общем случае положительный отзыв доказывать не обязательно; напр., даётся общее впечатление.
А вот отрицательная просто требует конкретики; её цель - подсказать автору, где у него есть сомнительные утверждения или ошибки, что автор должен учесть в будущем. Если такой цели нет, то лучше не говорить вообще ничего.
Владимир Морж
20:21:29 04/10/2019

Про стихии

"Буйству стихий не натянешь поводья".
Тут ошибки как раз и нет.
ПОВОД, мн. поводья. Ремень, прикреплённый к удилам и служащий для управления лошадью. Вести лошадь за поводья. Натянуть поводья. Держать лошадь на поводу.
Если сравнить буйство стихий с лошадью, которую нужно остановить, то следует натянуть поводья. Поэт считает, что это невозможно: буйство стихий - не лошадь, поводья не помогут.
Курмакаева Валентина
14:39:30 04/10/2019

В.Моржу

Да и вообще, здесь не место для развёрнутой рецензии. Зашёл, прочитал, высказал мнени-впечатление и большего не требуется.
Курмакаева Валентина
13:01:13 04/10/2019

В.Моржу

Но и мой вариант не годится))) НА буйство.
Курмакаева Валентина
12:54:45 04/10/2019

В.Моржу

Один из ляпов могу привести: "Буйству стихий не натянешь поводья". Натягивать можно что-то НА что-то. Правильно было бы "Буйству стихий не набросишь уздечку", т.е. не обуздаешь, не остановишь.
Курмакаева Валентина
11:40:31 04/10/2019

В.Моржу

Ага! Значит, хвалить и гладить по головке можно без всякого конструктивизма и конкретики, а если критикуешь, то предъяви доказательства. Но здесь, я думаю, не то место, где пишутся развёрнутые рецензии. И потом, автор, выставляющий свои творения на суд читателя, должен быть готов и к негативным отзывам. Тепличные условия никто не обещал. Или обещал?
Владимир Морж
00:20:38 04/10/2019

Очень просто

1. Не на "поругание", а на отзывы читателям.
2. Послать Ханину письмо с текстом подборки.
3. Это почему "нельзя ругать"? Только "ругать" нужно конструктивно, без ярлыков и перехода на личность. :)
Курмакаева Валентина
22:46:20 03/10/2019

В. Моржу

Вот именно, Пушкина ругали! А у нас - низзя!! Никого! Выставить что-ли свои стихи на поругание?))) Я не боюсь ни хулы, ни похвалы. Иногда, чтобы выздороветь, надо принимать очень горькие лекарства. Да и на себя, любимую, полезно со стороны посмотреть. Как с Димой договориться?
Владимир Морж
21:41:37 03/10/2019

О фигне

(попрошу Диму удалить мой удвоившееся замечание)
Кто может стать абсолютным судьёй при определении художественного уровня? Вы возьмётесь за эту ношу? Пушкина ругали одни критики, хвалили другие, т.е. современникам сложно сообразить, каков должен быть этот уровень. Что же касается редактуры, то всё гораздо сложнее. Понятно, что автор слеп, если дело касается его произведений. В Ростове я знаю только двух скрупулёзнейших профессиональных редакторов, но их работа стоит дорого. В советское время их услуги оплачивали редакции, сегодня - сам автор. Разумеется, автор "от сохи" будет экономить на всём, а поскольку любая редактура воспринимается автором как посягательство на его творчество, редактурой жертвуют в первую очередь. Но это разговор долгий, и к Кореневской не имеет никакого отношения.
Мне кажется, что эта подборка неудачна. И достойные стихи тонут в однообразии, мне показалось, что тема раскрыта уже в первых трёх. Но заметьте, подборка вызвала интерес и полемику. Например, моя подборка не собрала НИЧЕГО. Кусаю локти :)
Курмакаева Валентина
20:33:54 03/10/2019

В.Моржу

Я ведь не об упадке (хотя и он имеет место быть, согласно цикличности развития всего и вся), а о писательском уровне и отсутствии должной критики и редактуры. Я сильно надеюсь, что русская литература всё переживёт и выживет. На то она и русская. Хотя, недавний литературный фестиваль "Большая книга" в газете "Литературная Россия" был назван" Большой фигой". Газету. "Литературную Россию" предпочитаю "Литературной газете", поскольку она менее ангажирована.
С уважением.

Владимир Морж
18:37:18 03/10/2019

Поэзия

Валентина, Вам нравится красный и с жёлтым? Нет? А синий с зелёным?
Вот интересно, четверым читателям стихи понравились (с замечаниями). А двоим (Вам и мне в какой-то мере; мы эти стихи поругали) - нет. О чем это говорит? Что мы с Вами (особенно Вы) правы? Да с какой это стати?
С другой стороны, если "графоманство" не существует, то говорить больше не о чем? :) Кстати, настоящий читатель всегда сомневается в собственном мнении относительно творчества. А вот авторы всегда безапелляционны.

"в литературной прессе иногда публикуют такую убийственную фигню, а авторы этих опусов с такими званиями, регалиями, членствами и лауреатствами всего и вся, что приходят грустные мысли об упадке отечественной литературы. Петухи и кукушки не переводятся..."
Это пророческое рассуждение о судьбе несчастной русской литературы меня особенно позабавило. Кажется, так говорят с 18 века, а эта гадина - русская литература - никак не упадёт! И никакие куку-петушки ничего не могут поделать!
Курмакаева Валентина
17:05:14 03/10/2019

Мажориной

А на читательском языке критический отзыв на такие стихи звучит обычно так: брэд оф сив кэбл. И пусть меня хоть расстреляют.
Курмакаева Валентина
16:56:59 03/10/2019

Татьяне Мажориной

Я не критик. Выразила свои впечатления как читатель.
Курмакаева Валентина
14:00:22 03/10/2019

Мажориной Татьяне

...бывает, поздно пить боржом. А критика бывает и убийственной, и беспощадной даже в наше либеральное настоящее. Хотя, в литературной прессе иногда публикуют такую убийственную фигню, а авторы этих опусов с такими званиями, регалиями, членствами и лауреатствами всего и вся, что приходят грустные мысли об упадке отечественной
литературы. Петухи и кукушки не переводятся...
Татьяна Мажорина
12:31:23 03/10/2019

Валентине

Как-то очень недоброжелательно звучит критика. Обычно, критик, если он таковым является, вначале отмечает сильные стороны, а потом корректно переходит на замечания, имея на то полное право и не навешивая ярлыки и оскорбительные реплики. Стихи образные, душу трогают. Остаюсь при своём мнении.
Елена Арент
12:22:47 03/10/2019

Валентине

Хорошо, что мы не остаемся равнодушными к творчеству авторов, чьи произведения публикуются здесь, на сайте. Но если это негативное отношение, тогда мы обязаны более предметно, убедительно и, главное, доброжелательно, это изложить. Никто не отменял критику, но критику литературную)))
Елена Арент
10:44:07 03/10/2019

Спасибо Валентине за напоминание о публикации стихов Раисы Кореневской! Еще раз почитала и еще раз - с благодарностью автору за талант и образное мышление! Мыслить образами и чувствовать тонко и глубоко - дар поэта! Нет в этих стихах фальши и попытки "выпендриться". Ну а если слышится какая-то недосказанность, то это не страшно, это заставляет задуматься. И еще, стихи "о природе" - это стихи о жизни, ведь природа и есть жизнь!
Курмакаева Валентина
10:20:42 03/10/2019

"Вижу мир своими глазами" - универсальная отговорка для пишущих фигню про одно и то же(бедная природа! О чём писать, когда не о чем писать, а так хочется?) Ещё добавьте: слышу своими ушами, чую своим носом, осязаю своей кожей. Ну да, все-то остальные это делают чужими органами чуств. И потом, у Вас столько речевых и смысловых вывертов, что впору пожалеть "великий и могучий"русский язык, и никаким "вижу мир своими глазами" это не оправдать.
Раиса Кореневская
22:32:44 02/10/2019

Валентине
Отдайте мне Вашу дубину. Я её посажу в землю и она будет ветвиться добрыми побегами. Я вижу это и на мир смотрю своими глазами.
Валентина Курмакаева
01:03:21 02/10/2019


Господа поэты! Давайте будем честными друг перед другом. Перед вами яркий образец
ГРАФОМАНИИ ( которую господин Морж отрицает), с кучей нелепостей, словесной шелухи , приправленными тройной сладостью( аж липнет!) лета и " ленивыми" сливками. А как вам эта парочка перлов: "откроет мир(какой?) и приоткроет дверь(куда?), где девочке цветок подарит мальчик", "В душе ребёнка радостный поток пусть не рассыплет то, что обретает." Поток чего? Что обретает, и, главное, откуда взялся ребёнок в придорожных цветах?
И так повсюду, во всех местах нелепость на нелепости. И... "нечто и туманна даль". Абы рифма была.
А пишущая братия похвалит. Чтобы потом тоже быть похваленной ("кто меня похвалит лучше всех, тот получит конфетку"). Может, хватит играть в поддавки и тулить горбатого
к стенке? Может, хватит лить сироп, мы уже как мухи в нём завязли! Я за честную игру, даже если меня распнут.
Раиса Кореневская
15:17:24 05/09/2019

Уважаемый Владимир Морж! Благодарю за отзыв. Я признательна Вам за критику. И пусть я слышу, как Стиходробительная машина режет несколько стихотворений и при этом разделяет их на "щепу, кору и опилки," но запах леса всё равно будет витать в воздухе! Я буду продолжать давать Вам повод в стихах для критического прочтения их! то, что
Владимир Морж
12:43:07 04/09/2019

Кроме

Кроме первого и последнего стихотворений подборка посвящена природе, раскрашивать которую Раиса дока. Правда, когда красот так много, они начинают приедаться. Я бы вставил что-то остренькое, что разбудило бы читателя.
Обращу внимание на первое ("Давным-давно, во времена Адама..."). На мой взгляд сумбурное, мысль автора так и не выкристализовалась (несколько мыслей, которые так и не нашли разрешения). И осталось непонятным, как мы можем сжечь мосты тем, кто жил во времена праотцев, и почему мы - варяги, половцы - не входим в число смелых, которые готовы идти в XXXI век? Неужели мы - препона на пути этих смелых, которые из зависти могут сжечь перед ними мосты (идиома всё время отсылает к мысли, что мосты жгут за собой)?
Хочу придраться ещё к одной невнятности: "Витая в запахах весенних/с раздольем скошенного луга,/стоят стога в оцепененье". Так и кажется, что стога и луга витают в воздухе. Что же хотел изобразить автор? У меня несколько ответов, в поисках которых пришлось бросить читать стихи и додумывать. Эта пауза входила в замысел автора?
Раиса Кореневская
18:08:42 02/09/2019

Уважаемая КнарИк Саркисовна! Я задумалась о Вашем замечании. Но уже строчка озвучена. Спасибо за отзыв.
КнарИк Саркисовна Хартавакян, член СП России
13:07:46 02/09/2019

Посмотрим в этом отношении семантической небезупречности на строчки "и снова будет в стог уложен клочок зелёного апреля". В АПРЕЛЕ стог никак не может быть уложен, травы в нём низенькие, слабые, мягкие, соком только-только наливающиеся. С сенокосом никак не ассоциируются.
КнарИк Хартавакян
12:59:08 02/09/2019

В стихах Раисы Кореневской господствует интеллигентность, строчки высокими насыщены мыслями и чувствами, гладкие, ровные, ясные. Можно смело сказать о культуре поэтической речи в творчестве этого стихотворца. Она присуща Кореновской.

Хотя встречаются и словосочетания, в смысловом отношении не безупречные
Раиса Кореневская
07:33:10 30/08/2019

Елене Арент, Татьяне Мажориной и Анатолию Токареву большое спасибо за тепло отзывов. Я искренне рада им. Спасибо!!!
Анатолий Токарев
18:08:13 29/08/2019

Чистая, искренняя, тёплая поэзия, наполненная гармонией, образностью и мудростью.

Я - зёрнышко, напитанное вволю
и светом неба и его теплом,
мне отзываться на любовь любовью,
как этот тополь в городе моём.

Спасибо автору за чудесные, добрые стихи.
С уважением!
Татьяна Мажорина
15:29:11 29/08/2019

"и снова будет в стог уложен клочок зелёного апреля", "и метели, словно повара, сварят кашу снежно-крупяную" - интересные образы, легко читаются, трогают за душу.
"как дитя, буду сжата в объятьях дня, в котором нет чёрного цвета.."
Эх, всем бы так - без чёрного цвета)) Хорошие стихи!
Елена Арент
13:50:15 29/08/2019

"Жизнь люблю, как любить невозможно..."
Пропитанные теплом и светом, задумчивые, философские, восторженные, - все стихи Раисы Кореневской - о любви к Жизни! Очень понравились! Спасибо автору! С уважением!

ООО «Союз писателей России»

ООО «Союз писателей России» Ростовское региональное отделение.

Все права защищены.

Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.

Контакты: