ООО «Союз писателей России»

Ростовское региональное отделение
Донская областная писательская организация (основана в 1923 г.)

К 80-летию Бориса Примерова. Татьяна Мажорина

12:29:13 24/06/2018

«Высотой своей убит»

 

К 80-летию Бориса Примерова

 

Ты знаешь,

Акация пишет стихи

Все ночи в предлетние сроки.

Прислушайся,

Слышишь,

В зелёной тиши

Рождаются белые строки.

…Рассветные росы

По листьям стекли,

Им в белом кипении тесно.

Ах, эти, ах, эти, ах, эти стихи

Зелёной ещё поэтессы.

 

            Это строки одного из ранних стихотворений Бориса Терентьевича Примерова – замечательного певца донского края, члена Союза писателей России, написанное в далёком 1958 г. С самого начала просматривается некая незримая связь «зелёной ещё поэтессы» и юного на тот момент автора, сумевшего донести до читателя своё видение, своё восхищение красотой и гармонией родной природы. Позже стихотворение «Акация» войдёт в первый авторский сборник «Синевой разбуженное слово», выпущенном в Ростове-на-Дону. Но до этого ещё далеко…

 

            Родился будущий советский и российский поэт 1 июля 1938 г.  в селе Матвеев Курган Ростовской области.  Мать Примерова – из украинской знати, росла сиротой (почти вся семья погибла в годы Гражданской войны). Отец – донской казак, учился в кадетском корпусе. После Октябрьской революции служил офицером в Красной Армии. Когда стало известно о раскулаченных родителях, к тому же, что жена Терентия «из бывших», его уволили из армии и, естественно, исключили из партии. В годы Великой Отечественной войны был на фронте. После войны семья переехала в станицу Мечётинскую, где и прошло детство Бориса. Детей было четверо: старшая сестра, Борис и два брата. Удивительная красота и необозримость степей, южнорусский фольклор с некоторой примесью украинского пленили будущего поэта. Мать обладала исключительным музыкальным слухом, умела хорошо петь. С её слов, стихи и «истории» он сочинял сызмальства, «разговаривая» с травами и птицами и слыша их «голоса». Отец мальчика работал в колхозе, увлекался охотой и рыбалкой. Безусловно, это отложило некий отпечаток на формирование личности Бориса Примерова.

 

            «В годы войны, – пишет член Союза писателей России – Василий Воронов, знавший писателя, – маленького Бориса контузило. Взрывная волна от авиационной бомбы шмякнула его об стенку сарая. Мальчик остался инвалидом. В дальнейшем контузия эта спасала и сохраняла нам поэта». Сохранились совсем ранние записи из первой его тетрадки:

 

Таскают тачки, крутят гайки,

Вздымают солнце в небо кранами,

В промасленных спецовках Гайдны,

В обветренных спецовках Байроны.

Как волны, под рубахой мускулы.

Вгрызаются ковши, лопаты.

Вот так здесь добывают музыку

И выдают стихи ребята.

 

Внутренний мир начинающего поэта и внешний облик находились в полной противоположности: заикался (сказалась контузия), говорил невнятно, ходил как-то бочком, одевался – вовсе безалаберно: «потёртый засаленный пиджачок, мятые штаны». Многие односельчане воспринимали его как Божьего человека: кто шутил, кто жалел, кто подтрунивал. А он рос впечатлительным, неравнодушным, несколько задиристым, самозабвенно любил степь и родную землю:

 

Бьют в лицо мне отчаянно

Ветры, грозы, моря…

И садится, как чайка,

Мне на плечи заря.

Я дождями обласкан,

Солнцем, тысячью трав.

Я не сказка, не сказка –

Настоящая явь!

Я не робкий, а ярый,

Я в простор голубой,

Как бунтующий парус,

Дерзко поднят землёй.

 

Трудовой путь начал на заводе «Ростсельмаш» подсобным рабочим у плавильной печи:

 

Разнорабочим я работал,

Ладони обжигал металл.

Как хлебу, каждой капле пота

Я цену собственную знал.

 

Борис очень много читал. Был напрочь покорён художественностью прозы Михаила Шолохова. Позже в беседе с Василием Вороновым, он скажет, что «Тихий Дон» не проза, а эпическая поэзия, музыка.

– По форме, может быть, симфония. С колокольным звоном, с молнией и громом, с хоровым пением, с жаворонком, с рёвом бури и тенором канарейки. Читай вслух – каждое предложение законченная музыкальная фраза. Музыка и синтаксис!

– Как «Слово о полку Игореве».

– Как «Вечера на хуторе…», как «Вий».

 

            Очень тронуло задушу стихотворение Примерова «Перед картиной Репина»:

 

И при всех

В галерее картинной

Посреди золотого Кремля

Вздрогнул царь –

С окровавленным сыном,

Весь тяжёлый от чувств,

Как земля.

Царь застыл,

Будто каменный панцирь,

Очи выкатив,

Как облака.

Кровь струилась по тонким пальцам

Из зияющего виска.

От безумия дали глохли

Там, на небе,

И на земле,

И плясали, как скоморохи,

Слёзы жизни

На мёртвом челе.

Остывала кровь царского сына

На стареющих, властных руках.

Дорисовывал вам картину

Пожилой человек в очках.

 

            В середине 1960-х годов Борис оставляет всем сердцем любимую степь и едет в Москву, поступать в Литературный институт имени Горького. Поступил со второго раза. Не тех кумиров привёл в пример на собеседовании, хотя творческий конкурс выдержал успешно. Примеров очень любил стихи Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Николая Гумилёва, Бориса Пастернака, а Павла Васильева, вообще, считал своим учителем. Оказалось – не то. Он также ценил произведения своих сверстников – Владимира Цыбина, Анатолия Передреева, Алексея Прасолова и Николая Рубцова – своего лучшего друга и соперника в творчестве. Судьбы этих талантливых и неприкаянных поэтов очень похожи. Одновременно закончили институт, в одни и те же годы, выпускали книги, обоих настигла нелепая, бессмысленная и безвременная смерть. Оба – «беззащитные пилигримы», оба стали большими поэтами. Их называли «детьми околицы». Живя в столице, они воспевали деревню. Процитирую отрывок Примерова из стихотворения «Судьба»:

 

Как об острое железо,

О степное бытиё

Я до памяти изрезал

Сердце чуткое своё.

 

            «Неуёмную образность», «густую метафоричность» справедливо стали считать отличительной стилевой приметой поэзии Примерова, которую он постоянно развивал. Весь мир был для него «завёрнут в метафоры» (В. Цыбин). В подтверждение слов, сказанных его другом, приведу лишь малую их часть:«Белый дым воспоминаний», «в русалочьих душах деревьев и трав», «клавиши поющих звёзд», «белый выдох берёзок и яблонь с головой накрывает меня», «и, как лохматые созвучья, шмели гудели на лугу», «и вздох надломленной сирени бросается под трезвый нож»,«день падает под колесо опережающих событий»,  «сутулость разлуки забрасывает невода», «зелёные,  как малахиты, реки подводные глаза», «тишина – это мумия смолкнувшей бури», «рухнул наземь израненный ветер, окровавленный, молодой» и т.д. Перечислять можно долго…

 

           

Окончил Литературный институт в 1970, а членом СП стал двумя годами ранее. Лучшей своей книгой считал «Некошеный дождь» (М., 1967), которую редактировал В.Соколов. Свою любимую и незабвенную степь он называет «Царь-девица – великое жито,

Государыня-матушка – степь». Очень переживал, что рвутся корневые, родственные связи с деревней и не только у него, а у целого поколения шестидесятников:

Боже мой, какие чащи!

Только весь я навсегда

Городской, совсем пропащий

Для крестьянского труда.

… Вышел месяц под деревья

Из-за старенькой реки,

Поздоровался с деревней

И не пóдал мне руки.

 

            Кроме написания стихов, у Примерова была ещё одна страсть – собирать книги, причём, не только художественную литературу. То, что он один из лучших знатоков и книгочеев, знала вся литературная Москва. Многие литературоведы и критики брали у него справки, консультировались с ним.

 

Женился Борис по любви, страстной, взаимной, всепоглощающей. Выбрал самую красивую девушку в Литинституте: высокую, стройную, черноволосую, с косой до пояса, заплетённою по-старинному обычаю.  «Борис в брачном оперении токовал, как глухарь»:

 

Будут пахнуть смородиной,

                        сливой, укропом,

Освежающим духом

густой конопли

Губы девичьи,

                        звёзды и тропы –

Всё, от этого неба

                        до самой земли.

 

А под венец их привёл Державин. Оба любили этого поэта, неустанно цитировали, как признаётся В. Воронову жена поэта – Надежда Кондакова:

– Борис читал мне наизусть Державина, а я отвечала Державиным. Он – «Фелице», я – «Бог», он «Снегирь», я – «Водопад». У них родился сын Фёдор.  Процитирую отрывок одного из посвящений Надежде из стихотворения «Август»:

 

Пыльно, матушка, во поле,

                        пыльно, родная,

Истомилось, умаялось

солнце вконец,

Но, пчелой полевой

над цветеньем летая,

Замирает

            и снова гудит бубенец.

 

Но… семейная жизнь всё-таки не удалась. Жена ушла к другому… Борис долго не мог оправиться от измены. В характере стали проявляться нотки женоненавистничества, даже в отношении знакомых женщин и литературных героинь. Однажды в одной из московских газет он опубликовал статью о женских образах в «Тихом Доне», в которой обвинил Аксинью и Дарью «в распущенности, в разрушении семьи», что подрывает устои казачества, а значит, и державы в целом. «Бесплодная красота, вредная красота! … У Шолохова просто так ничего не бывает». Утверждение, конечно, весьма спорное, учитывая с какой любовью эти образы выписаны у самого Михаила Александровича, однако, имеет место быть…

 

В 1980-х годах он решил вернуться на родину. Приобрёл настоящий казачий курень с большим огородом и хозяйственными постройками в хуторе Донском, близ Азова. Работал с азартом, посадил овощей видимо-невидимо, радовался каждому дню. Отпустила боль измены. «Завёл два десятка кур, десяток уток. Ему позавидовал бы граф Толстой» (В.В.). Жизнь мало-помалу вернулась в нужное русло. Следует обратить внимание, какие яркие олицетворения применяет поэт:

 

Ваше сиятельство, красное солнце,

Ваше высочество, истинный день,

Только позвольте испить из колодца –

Выслушать песню седых деревень.

 

Полное слияние с природой. В глуши, где восходы и закаты солнца превосходили по своей красоте и торжественности любой московский театр, любое действо, созданное человеком. Приведу пример ещё более мощного, жизнеутверждающего обращения к природе:

 

Свете мой, моё сено,

Алый ветер косьбы, –

Вами жить несогбенно –

Нет счастливей судьбы.

Любит Русь сенокосы,

Семь горячих цветов –

В остужающих росах

Загорелых лугов.

 

Всё, что связано с деревней, с природой Примеров без устали готов воспевать, потому что это непреходящая его любовь, его вдохновение, его страсть, которая подступает как слёзы к горлу и которая, как и Её Величество Поэзия, свята для автора:

Раскрывайся ты пошире,

Золотая дверь небес,

Чтобы вышел дождик-лирик

И упал на тёмный лес.

Он упал с душой раскрытой,

Пахнущий на сотни лет

Яблоком и спелым житом,

Как пришедший в мир поэт.

 

            Всё бы хорошо, но… одного не учёл при покупке жилья Борис Примеров – не знал разрушительной силы наводнений. Случалось, что западный ветер с турецких берегов нагонял черноморскую волну в Таганрогский залив, давил и поднимал азовскую воду в устье Дона. Хутор Донской первым встречал разрушительную низовку и по самые крыши оказывался под водой. Однажды и его курень не миновала подобная участь. Почти сутки просидел на чердаке, молился и читал стихи, а вокруг бушевала стихия: паника, шум, заполошный плач детей. Оставшись в живых, за бесценок продал загубленное наводнением подворье и вернулся в Москву. Последнее его пристанище – дача в Переделкино, выделенная М. Сусловым по решению Политбюро СССР.

 

            И, наконец, последним ударом для Бориса Терентьевича оказался распад страны. «Он, поэт крестьянской корневой России, выступает против развала интернационального коммунистического государства, потому что видит в этом процессе не наносное, поверхностное (борьбу с КПСС, КГБ, с бюрократами), а видит главное: попытку международных сил добить его великую державу, Российскую империю»,– пишет Сергей Соколкин, поэт, председатель Комиссии по литературному наследию Б.Т. Примерова при СП России, Заслуженный работник культуры Российской Федерации.Трудно, очень трудно жил поэт последнее время. Не смог он, как и сотни тысяч россиян, вписаться в рыночную экономику, грабительскую приватизацию, разграбление природных ресурсов страны и прочий негатив:

 

Ворона чахлая маячит

Перед забрызганным окном.

А сердце вместе с далью плачет,

Да, вместе с далью об одном.

 

«Чтобы убить народ, надо убить его поэтов», – всегда любил повторять Борис Примеров. Тяжело поэту дались эти «страшные смутные октябрьские дни 1993 г., когда народ поднялся против антинародной ельцинской клики…  И все эти дни мы встречали на баррикадах вблизи Белого дома хромающего бородатого ангела с глубокими печальными глазами – великого поэта Бориса Примерова» (С.Соколкин).

 

В 1994 г., начисто раздавленный, сломленный развалом страны,поэт пишет цикл стихотворений гражданской направленности, в том числе, стихи-плач, стихи-молитву «Боже, помилуй нас в смутные дни». Но мне хочется процитировать строки из более раннего стихотворения «Голубь», написанного ещё в 1977 г. В прозорливости автору не откажешь:

 

Я стучу о ржавый короб

Трав осенних, серых плит.

Я голодный, тощий голубь,

Высотой своей убит.

 

5 мая 1995 г. Борис Примеров  повесился на своей даче в Переделкино, оставив предсмертную записку: «Три дороги на Руси: я выбираю смерть. Меня позвала Юлия Владимировна Друнина… Неохота жить с подонками: Лужковым и Ельциным… Опомнись, народ, и свергни клику… такого не было и не будет на белом свете».

Похоронен на Переделкинском кладбище. По-разному мы можем относиться к событиям 1993 г., не придут к общему мнению и историки и литераторы, но не читать стихи Бориса Терентьевича, невероятно искренние, болевые, пронизанные сыновней любовью к донской земле и к родине в целом, мы не вправе. В станице Мечётинской, где прошло детство поэта, есть небольшой музей, библиотека его имени, к тому же, среди школьников ежегодно проводятся примеровские чтения. Литераторы Дона жарким июлем тоже собираются в Мечётинской почтить память безвременно ушедшего,неприкаянного «человече» – великого сына земли донской.Нередко на литературно-музыкальный праздник «Поющее лето» приезжают в станицу и гости из Москвы. Пока жива память, будет жив и поэт в наших сердцах:

 

Я лежу,

Живой, русоволосый,

В изголовье – лебединый всплеск.

Месяц поднимается вопросом,

И созвездья

                        Падают

                                   На лес!

Кто сказал, что я не человече?..

Используемая литература:

Сборники Б.Т. Примерова:  «Синевой разбуженное слово» (1964), «Некошеный дождь» (1967), «Румянец года» (1971), «Весенний гость», «Наедине с родимым небом» (оба — 1972), «Талая заря» (1974), Вечерние луга (1983).

«Сюжеты о писателях» – Василий Воронов, «Донской писатель» – Ростов-на-Дону, 2012г.

Интернет-ресурс: Википедия, «Соколиная книга» Сергея Соколкина.

 

09.02.2018. Татьяна Мажорина, г. Волгодонск.


Татьяна Мажорина
01:45:19 15/07/2018

Татьяна, благодарю за прочтение и отклик!
Татьяна Александрова-Минчакова
17:02:48 12/07/2018

Очень понравились стихи Бориса Примерова. Стоит почитать. Спасибо, Татьяна о том что вспомнили талантливого автора.
Татьяна Мажорина
04:50:55 12/07/2018

Лариса Геннадьевна, благодарю за прочтение и добрые слова! Совершенно с Вами согласна - переиздать книгу стихов Бориса Примерова было бы замечательно!
Белинина Лариса Геннадьевна
16:20:23 10/07/2018

К 80-летию Бориса Примерова Татьяна Мажорина.

Не может оставить равнодушным читателя, такой эмоционально яркий очерк о нашем выдающимся земляке, Поэте, который, к большому сожалению, малоизвестен даже ростовчанам. Я сама, впервые узнала о Б. Примерове от Игоря Николаевича Кудрявцева в литобъединении "Дон" 15 лет назад. Хорошо бы было издать книгу стихов Примерова к его 85-летию, чтобы время не стерло его имя из памяти наших потомков
Татьяна Мажорина
15:44:14 07/07/2018

Олечка, спасибо! Если хоть кому-то хочется отыскать книгу и перечитать произведения автора, о котором пишется эссе или очерк, это уже хорошо. И когда есть постоянный читатель - тоже радует.
Ольга Фокина
16:09:14 02/07/2018

Танечка, огромное спасибо за твой очерк - ты заставляешь вспомнить, перечитать строки любимого поэта, открыть для себя иногда новые грани его творчества. Наши донские поэты - это особый поэтический мир, который впитываешь с детства и открываешь для себя заново на протяжении всей жизни.
Татьяна Мажорина
08:01:35 01/07/2018

Дмитрий, спасибо Вам! Вы очень верно написали, что книги некоторых любимых нами писателей не так-то просто найти. Мало что переиздаётся. Именно поэтому я стараюсь как можно больше помещать стихов автора и не перегружать собственными рассуждениями.
Татьяна Мажорина
07:53:04 01/07/2018

КнарИк Саркисовна, я очень благодарна Вам за взаимопонимание, за то, что всегда читаете мои очерки, делитесь мнением и находите тёплые слова для поддержки. А если идут обсуждения в теме, значит работа всё-таки заслуживает внимания. Хуже, когда тишина, полная... Ещё раз, спасибо Вам огромное!
Дмитрий Ханин
10:22:10 29/06/2018

Очень люблю стихи Бориса Примерова! Спасибо Татьяне Александровне за возможность вновь соприкоснуться с поэтом, книги которого, к большому сожалению, нигде не купить.
КнарИк Хартавакян
08:21:15 28/06/2018

Дорогая Татьяна! Как бы верны и нужны ни были, и на мой взгляд, советы, Вам данные авторитетами из РРО СПР, Ваши статьи полезны, познавательны, интересны, насыщены чувствами авторскими и сведениями о том или ином известном писателе, мало читаемом.
Вы делаете важное дело своё - к юбилеям, в срок, эмоционально привлекаете внимание к совестливым и талантливым, но забываемым творцам - донской, российской, советской и мировой лит-ры! И пока досточтимые историки лит., кандидаты или докт. наук или лит. краеведы выищут имеющиеся статьи или напишут свежие свои, КОМПЕТЕНТНЫЕ очень , выверенные, исполненные на высшем научном и публицистическом уровне, - Вы уже ВОЗДАЁТЕ ДОЛГ ПАМЯТИ - вовремя!..и привлекая читательское и писательское внимание.
Спасибо Вам, что поведали к юбилею Бориса Терентьевича Примерова – замечательного поэта из донского края, о его творческом и жизненном пути! Вы пролили свет!..
А компетентные советы выполнять нужно, не спорю, но Вы не учёный, а просветитель.

с почтением к авторитетам и уважением к автору и признательностью за статьи
Татьяна Мажорина
23:34:33 26/06/2018

Спасибо огромное всем за поддержку и доброжелательные советы! Постараюсь всё учесть.
Людмила Малюкова
15:06:09 25/06/2018

Поэзия Б.Примерова

Необходимо стремиться не к изложению уже известного, а к собственному видению, оригинально подать творческий мир поэта, не замещая важность обобщений столь длинным цитированием стихов - это читатель , если он заинтересован, прочитает и сам, взяв в руки сборник автора . Думаю, что Вы начинаете работу над статьями "ни с того конца", потому как завершаете перечислением сборников поэта и ссылкой на две публикации о нём. Что не свидетельствует о проделанной Вами большой работе:. Само собой разумеется: обязанность пишущего -чётко представлять творческий путь поэта - и это лучше познаётся из его последних изданий - может быть избранного . А если шире взять предварительную работу, то, конечно, нужно пересмотреть как можно больше статей о поэте , другие работы общего характера, где имя его рассматривается в одном ряду с современниками, классиками.. А коль нет таковых статей, то задача состоит в том, чтобы самому определить , в чём своеобразие , неповторимость анализируемого Вами творчества. Что нового поэт внес в сокровищницу русской культуры, за что мы его ценим , определить его место и т.д. К тому же в Вашей статье многое взято "через край" ( "великий", "самая красивая" и пр.). И ещё совет: не стремитесь "отзываться" поспешно на все юбилейные ( и проходные) события писательских судеб. Нужен огромный творческий и интеллектуальный багаж, - умение им распоряжаться. Удачи Вам.
Алексей Береговой
05:23:04 25/06/2018

Татьяна, очерк неплохой и своевременный, хотя и не делает каких-то выводов и заключений ро жизни поэта. При написании подобных вещей, если они серьезные, нужно избавляться от пафосной шелухи, вроде "покинул любимую степь..." и нелитературных выражений, типа "повесился на даче...", можно было бы написать более уважительно: "покончил с собой на даче".
Елена Арент
14:27:03 24/06/2018

Татьяна, спасибо за рассказ о Борисе Примерове! Непростая судьба талантливого поэта... С уважением и благодарностью!

ООО «Союз писателей России»

ООО «Союз писателей России» Ростовское региональное отделение.

Все права защищены.

Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.

Контакты: