ООО «Союз писателей России»

Ростовское региональное отделение
Донская областная писательская организация (основана в 1923 г.)

Антонина Попова. «Большой день» Владимира Киршона

14:39:07 12/03/2017

«Большой день» Владимира Киршона.

Антонина Попова

«Культурная и литературная жизнь Ростова в 20-30-х годах была очень бурной. Участие в ней Н. Погодина, В. Киршона, А. Фадеева, В. Ставского, А. Бусыгина, В. Жака, А. Софронова, А. Оленича-Гнененко, Г. Шолохова-Синявского, Дм. Петрова (Бирюка)… оставило яркий след в советской литературе. …А.М. Горький ещё в 1931 году, с удовольствием констатируя, что повсюду в стране «энергично создаётся новая… литература», назвал и Ростов».

Организатором и руководителем ростовской организации в период её становления был Владимир Михайлович Киршон (1902-1938). Родился он в Нальчике, в детстве жил в Петербурге, Кисловодске. В 1918 году вступил в Красную Армию, в 1920 — в РКП(б). Образование получил в Коммунистическом институте имени Я. М. Свердлова (1923). После войны был заведующим учебной частью совпартшколы в Ростове-на-Дону. Выступал с агитационными пьесами, писал комсомольские песни.

К литературному творчеству этого человека всегда относились неоднозначно. Но именно он сыграл важную роль в становлении многих известных позже писателей. Киршон сумел объединить талантливую и желающую создавать новую литературу донскую молодёжь. В те годы он писал много статей воспитательного характера, объясняя молодым литераторам что и как надо писать.

Его пьесы посвящены разлагающему влиянию буржуазной идеологии на молодежь («Константин Терехин»). Он возвеличивал образ «красного директора» («Рельсы гудят»). Считается, что именно Киршон открыл путь на советскую сцену герою-пролетарию, строящему новую жизнь. А самой известной его пьесой, пожалуй, стала комедия «Чудесный сплав» о молодых ученых. Бригада химиков-металлургов ищет сплав, способный поднять авиастроение страны на более высокий уровень. И, естественно, добиваются намеченного. В 1933 году эта комедия стала победительницей Всесоюзного литературного конкурса. Поэтом он никогда не считался, хотя в некоторые из своих пьес включал стихи. В этой пьесе также есть песни, которые поют её герои:

Цветут в саду две яблони

Две рядышком стоят

Над яблонями белыми

Две ласточки летят.

 

И две тропинки узкие

В одну сольются вновь

И ласточки весёлые

Споют им про любовь.

 

Придёт ли суженный,

Шагнёт через ручей

Сорвёт он ветку яблони

Даст девушке своей.

 

И две тропинки узкие

В одну сольются вновь

И ласточки весёлые

Споют им про любовь.

 

В 1935 году для театра Вахтангова Киршон написал забытую сейчас драму «Большой день», которая стала последним произведением автора. В ней описана война, завершившаяся победой коммунизма во всем мире.

Музыку для пьесы написал молодой тогда композитор Тихон Хренников. Одна из песен начиналась с тех самых слов: «Я спросил у ясеня…». Ноты к ней не сохранились, но Хренников позже вспоминал, что его композиция была веселее, чем у Микаэла Таривердиева: «Там это была ироническая песня»:

Я спросил у ясеня,

Где моя любимая.

Ясень не ответил мне,

Качая головой.

Я спросил у тополя,

Где моя любимая.

Тополь забросал меня

Осеннею листвой.

 

Я спросил у осени,

Где моя любимая.

Осень мне ответила

Проливным дождём.

У дождя я спрашивал,

Где моя любимая.

Долго дождик слёзы лил

За моим окном.

 

Я спросил у месяца,

Где моя любимая.

Месяц скрылся в облаке,

Не ответил мне.

Я спросил у облака,

Где моя любимая.

Облако растаяло

В небесной синеве.

 

— Друг ты мой единственный,

Где моя любимая?

Ты скажи, где скрылася,

Знаешь, где она?

Друг ответил преданный,

Друг ответил искренний:

— Была тебе любимая,

— Была тебе любимая,

— Была тебе любимая,

А стала мне жена…

 

«Естественно, возникает вопрос, а почему же, собственно говоря, Рязанов неожиданно взял в фильм «Ирония судьбы» вот эту песенку Киршона? Я несколько раз с Рязановым говорил, и никогда не мог у него добиться ответа… Он говорил, ну просто вот он узнал эту песню, помнил её, кстати, эта песня ушла в народ довольно быстро. … Он её помнил ребенком ещё, с конца тридцатых годов, он знал, что её и в сороковых певали как-то, в общем, она не погибла. Это хренниковская песенка, которая таким образом ушла в народ. Никаких других стимулов взять этот текст у Рязанова не было. Но я теперь думаю, что это, действительно, неплохое произведение. Знаете, как все поэты, относящиеся к своему творчеству не слишком серьезно, Киршон писал хорошо. Он себя поэтом не считал, хотя в каждой пьесе у него есть песенка».*

Пьесы Киршона и сейчас ставятся в российских театрах и, надо заметить, пользуются успехом у современной публики. Может быть, она не столь требовательна. Но, чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать или посмотреть спектакль по пьесе М. Киршона. Составить своё, собственное мнение. Так, Дмитрий Быков в своём цикле «Сто лет – сто лекций» посвятил свою лекцию о литературе 1935 года творчеству Киршона и его пьесе «Большой день». Примечательно, что Быков обращает внимание слушателей не только на отрицательные стороны характера и творчества Михаила Киршона, но и на положительные стороны его произведений. Пьесы написаны с добрым юмором, на злобу дня и с искренней верой в светлое будущее родной страны.

«…его хвалил Немирович-Данченко. …театру лихорадочно нужно искать какой-то современный репертуар, а всё остальное ещё хуже. Мы об уровне тогдашней драматургии судим по Булгакову, и максимум, может быть, по «Бронепоезду 1469» Иванова. Но если вы посмотрите средний уровень тогдашней драматургии, например, пьесу Третьякова «Хочу ребенка», или «Рычи Китай», на этом фоне вам покажется, что Киршон ещё очень и очень ничего. И кстати говоря, очень многие современные авторы, которые кидаются выполнять социальные заказы, они на уровне Киршона тоже абсолютные бездари. Потому что Киршон, в этом его отличие, верил, и его письма Сталину с просьбой спасти, реабилитировать, письма эти проникнуты глубочайшей любовью и глубочайшей тоской, и читать их мучительно. Вот почему я думаю, что этого человека нужно вспоминать, конечно, и с презрением, и с благодарностью, и в каком-то смысле, с глубочайшей жалостью».*

26 мая 1937 года Киршон был исключён из состава правления Союза писателей. Вскоре вместе с Л. Л. Авербахом и Б. Ясенским в числе наиболее ортодоксальных коммунистических литераторов арестован, обвинён в принадлежности к «троцкистской группе в литературе». Приговорён к смертной казни. В 1955 году был реабилитирован. На доме № 87 по ул. Пушкинской установлена мемориальная доска, посвященная пребыванию В.М. Киршона в нашем городе.

*Дм. Быков «Сто лет – сто лекций»

 


КнарИк Хартавакян, СП России
20:28:56 17/03/2017

Спасибо Вам, дорогая Антонина Анатольевна, за Ваш очередной весьма познавательный и нужный очерк, посвящённый тем, кто стоял у истоков Ростовской писательской организации. И В. М. Киршон своей яркой жизнью, интересным творчеством заслужил память потомков!.. Спасибо Вам, что и стихи писателя Вы привели здесь... Строки песни, что всех вызывает эмоции, а значит, и эмоциональное восприятие всего творчества героя Вашего творчества и сочинителей его поколения.

с уважением и признательностью К. С.Хартавакян

ООО «Союз писателей России»

ООО «Союз писателей России» Ростовское региональное отделение.

Все права защищены.

Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.

Контакты: