МНЕНИЕ О КНИГЕ Е. ШЕВЧЕНКО «СЧАСТЬЕ?»
«Сердце стучит в ладонях»
/Елена Шевченко/
О себе в сопутствующей надписи на книге Елена пишет: «Первый опыт на поэтическом поприще в моих дневниках датируется 2002-м годом». А это означает, что «писать стихи» и просто «писать», а возможно, и «дышать» для неё,– сегодня девятнадцатилетней, – почти равноценно по времени. И, пожалуй, именно отсюда её умение взглянуть на любую проблему собственными глазами и по-своему, в нескольких словах – точно, хлёстко, ёмко, эмоционально – бросить её на страницу! Естественно, не будь поэтического таланта и склонности к критическому образу мышления, максимализму, а иногда и к эпатажности, – это были бы совсем другие стихи.
В лужах рвоты – обрывки связок,
Зубы, кровь и прожилки желчи.
Трупы фей незаметны глазу
И амёбы – они помельче.
Спёртый запах в хромом трамвае,
Лбом в стекло у последней двери.
Дважды пылью в глаза – бывает
Но ведь кто-то же в это верит?..
/ «Счастье?»
Стихи сборника Елены Шевченко «Счастье?» – все, без исключения, – захватывают внимание, не оставляют равнодушным. И, несмотря на некоторую неровность подачи произведений, – всё же, являют собой нечто целостное, благодаря острому, неравнодушному, бескомпромиссному – собственному взгляду ещё совсем юного автора, в том числе и на недетские проблемы. Да, некоторые оставляют чувство разочарования. Но – не в способностях автора. Скорее, – в нашей с вами действительности, когда юные имеют все основания именно так интерпретировать жизнь и её составляющие:
«Хочется страшных сказок?
Ты просто отдёрни шторы».
«А под зрачками окон
Трехногая бдит собака
Над приоткрытым гробом –
И некому больше плакать».
«Страшные сказки».
Естественно, преждевременно было бы говорить о каких-то тенденциях в творчестве Елены. Она пока лишь как осмысливает своё место в окружающем её мире, так и пытается найти свой собственный почерк в литературе. И всё же, она уже «вросла» в поэзию. Безысходно горький, а иногда чересчур прямолинейный, и потому – несколько грубоватый оттенок некоторых её произведений, всё же, я не считаю основной особенностью, им присущей. Всё это успешно компенсируется непосредственностью автора, её ответственностью за происходящее, острым неприятием несправедливости, да и некоторым, уже приобретённым ею, поэтическим мастерством, абсолютным отсутствием «штампов»:
Что же, Русь, ты мужскою рубахой
Стыд прикрыв, босиком на снегу,
Равнодушно склонилась над плахой,
Замерзая в метель и пургу?
/ «Патриотическое»/
Кавардак и внутри, и во сне,
В бледно-опийной мгле декаданса…
Может, просто приснился ты мне,
В Anapast’e вампирского вальса?..
/ «Anapast’ вальса /
Мне опротивел мой высокий слог,
Он пуст, как червем выеденный череп.
Своё отживший идол /гордый бог/
Сожжён, обуглен, мертвенен и черен.
/ «Слог»/
Старый запах ноздрей подъездных
Прожигает слезой насквозь…
Сколько может на этой кухне
Заржавевший цвести жасмин?
/ «Заржавевший жасмин»/
Конечно, искушенный читатель найдёт и некоторые шероховатости в стихосложении юной поэтессы, и отсутствие некоей общей картины творчества. Стоит согласиться, автор находится в поиске, «пробует перо» в новаторстве, даже, небезуспешно, пытается писать 17-сложные японские хокку. Наверно, есть к чему придраться. Но мне, после прочтения первой и, я уверена, – далеко не последней книги Елены Шевченко, не хочется говорить о недостатках.
Впервые читая книгу Е. Шевченко «Счастье»? я ловлю себя на том, что с нетерпением листаю страницы, предвкушая очередное открытие для себя. А, перевернув последнюю страничку, – понимаю, что хочу ещё…
Член Союза писателей России
Клавдия Павленко