ООО «Союз писателей России»

Ростовское региональное отделение
Донская областная писательская организация (основана в 1923 г.)

К юбилею Тамары Иванченко. Эссе "Разговор с начинающим писателем"

10:05:08 28/12/2020

28 декабря свой прекрасный юбилей отмечает член Союза писателей России прозаик Иванченко Тамара Александровна. Желаем здоровья и вдохновения!

Публикуем эссе Тамары Александровны "Разговор с начинающим писателем".

 

Уважаемый начинающий писатель, если ты не возражаешь, я назову тебя — «Новичок». Не пугайся, пожалуйста, я вовсе не сравниваю тебя с ядовитым веществом, которое в последнее время приобрело удивительную мировую популярность, благодаря своей суперъядовитости. Ещё раз повторяю, это совершенно не относится к тебе, а вот к писательству имеет очень даже прямое отношение. Яд и боль — тесное сочетание. Русский прозаик, публицист, критик, философ Александр Иванович Герцен сказал о писателях: «Мы вовсе не врачи — мы боль». А знаешь ли ты, что все люди на планете делятся на две категории: писатели и весь остальной народ. Ты не согласен? Конечно, ты не согласен и готов вступить со мной в спор. Я принимаю твой вызов и постараюсь доказать свою правоту, а уж, получится это у меня или нет — судить тебе. И в помощь себе я призову замечательных, талантливых и великих писателей.

В наш спор вступает немецкий прозаик и эссеист, великий писатель 20-го века Томас Манн. А сказал он следующее: «Писатель – это человек, которому писать труднее, чем остальным людям». Как тебе такое противопоставление писателя остальным людям? Так уж и быть, далее я приведу тебе примеры, раскрывающие особую сущность писателя.                                            

Поговорим о немыслимых условиях, при которых иногда приходится писать. Представь, какого-то писателя пригласили на юбилей или другое застолье, где «рекой» льётся горячительное и под влиянием оного все люди становятся друзьями и братьями, а в результате — вольность в поведении и высказываниях. Тут и наступает «пир» для писателя. Перлы летят со всех сторон, успевай их только «перлить», а не то улетят и не поймаешь. На память надеяться – напрасный труд, всё вылетит, как в трубу. Срочно нужно записать, а где? За столом во время пиршества неприлично, а ещё хуже — могут неправильно понять твою творческую душу. Ещё английский писатель и критик Мартин Эмис предупреждал: «Кто-нибудь всегда смотрит из-за твоего плеча, как ты пишешь. Мать. Учитель. Шекспир. Бог». Ну, Шекспира и Бога мы в расчёт не возьмём, а вот любопытство простого обывателя не знает границ. Выход один: блокнот, ручка и ... туалет. «Фи ..., как не романтично и ужасно», — скажешь ты. А я с тобой не соглашусь. Когда-то польский поэт, философ, писатель-сатирик Станислав Ежи Лец сказал: «Я пишу кровью из носа». Вот это ужас, если, конечно, воспринимать эти слова в буквальном, а не в переносном смысле. А тут всего-то туалетная вонь, ерунда. Одна забота: не объявились бы срочные желающие сменить тебя на писательском троне, пока ты судорожно радижируешь крылатые выражения гостей юбилея. Я умышленно употребляю слово радижировать (фр. rediger, от лат. redigere) вместо аналогичного ему – редактировать. Как-то буква Ж в середине слова более уместна данному укромному заведению. Ну, давай не будем строгими судьями. В конце концов, каждый пишет, как умеет, а вдохновляется, уж, как придётся и где придётся. Русский и американский писатель Александр Генис как-то образно высказал такую мысль: «Писателю спокойно живётся только на минном поле, которое для него постоянно обновляет общество». Скажи, дорогой мой начинающий писатель, кому ещё из живущих людей вольготно пишется в туалете и вольготно живётся на минном поле? А вот образная эта мысль или нет: судить тебе.

Да, где только не приходится работать писателю. Вдохновение может накрыть творческого человека в любом месте, где и не ждёшь. Сидит, предположим, пишущий человек на собрании, сам из себя серьёзный, слушает выступающих, вовремя хлопает в ладоши и вовремя голосует. Но мысли его витают где-то далеко, совсем не на собрании. Несколько дней он безуспешно пишет и чёркает, пишет и чёркает один и тот же рассказ. Нет, не получается, не выстраивается он в безупречную сюжетную линию. И, вдруг, хлоп ... — нежданно-негаданно явилось оно: вдохновение. Рассказ быстро и неожиданно написался в голове, всё идеально и даже лучше, чем было задумано ранее. Восторг! Торжество! От радости он забывает, что сидит на собрании, толкает соседей локтями, громко всем объявляет: « Всё, я нашёл! Наконец-то я нашёл». Люди вокруг засуетились, зашептались: «Что нашёл? ... Кто нашёл? ... Покажите нам! ... Где нашли? ... « Гул волной покатился по залу. Кто-то вскакивает с места и требует, что бы ему тоже показали это найденное. Собрание сорвано. Писатель, пользуясь суматохой, незаметно выскальзывает из зала и бежит домой писать, родившийся на собрании рассказ. Как тебе такой образ жизни? Хотя, американский сценарист, писатель Майкл Джозеф нашёл выход: «С авторами поладить легко — если вы любите детей».

Русский поэт, издатель, друг Пушкина Антон Антонович Дельвиг писал: «Цель поэзии — поэзия». Вот так однозначно и скупо. Как тебе, такое объяснение цели поэзии? Совсем по-другому о поэзии пишет поэт и драматург Иосиф Бродский: «Поэзия это не «лучшие слова в лучшем порядке», это высшая форма существования языка». (Это был ответ Иосифа Бродского на слова Самюэля Кольриджа: « Проза — это слова в наилучшем порядке, а поэзия — наилучшие слова в наилучшем порядке «.)

Да, Муза – капризная дева. «Лучшие слова, в лучшем порядке» — хлопотно всё это. Да ещё и приходит она (Муза) без предварительного звонка и предупреждения. Представь, сидит себе дама-поэтесса за столом и трапезничает. И, вдруг, хлоп, в голове, то есть в мозгу поплыли «лучшие слова» в не совсем лучшем порядке. Мозги напряглись — нужно выстраивать эти «лучшие слова» в достойный порядок. Трапеза в сторону, рабочий стол, ручка или компьютер и вперед к цели за поиском «лучшего порядка» к «лучшим словам». И неизвестно, где тебя это накроет — срочно за работу. Муза непредсказуема, может обидеться и уйти. А потом жди-пожди, когда она соизволит навестить снова. Вот и приходится даме-поэтессе, пользуясь приходом Музы искать укромные уголочки, например в ванной комнате, где закрывшись на запор, чтобы не мешали домочадцы, выстраивать «лучшие слова» в «лучшем порядке». Видишь, как всё это не просто. Очень интересно о писательстве высказался американский писатель Пол Теру: «Писательство — приятная игра на нервах». Ну, хорошо, если на своих, а если на нервах окружающих, на нервах тех, кто не понимает, что такое писательство? Хорошо ещё, когда не понимает, а если и понять не хочет?

У каждого пишущего человека (я не исключаю даже писак, которые строчат жалобы на своих соседей, сослуживцев, членов семьи и других людей, с которыми их сталкивает жизнь.) внутри есть убеждённость, что он писатель. У одних эта убеждённость глубоко-глубоко спрятана, где-то там, за кишками и еле-еле теплится. Это даже не убеждённость, а скорее надежда, что его писательская сущность из скромного укрытия наконец-то вылетит и удивит всех своей красотой и величием. Это люди, которые пишут, как говорят «в стол». Но за внешней скромностью и неуверенностью, они не лишены амбиций. Однако,  руководствуясь крылатой фразой английского литературного критика Сирила Конноли «Лучше писать для себя и потерять читателя, чем писать для читателя и потерять себя  «, они тихо пишут, складывая рукописи аккуратными стопками.

У других она (убеждённость) щекочет в бронхах и горле, норовит выскочить, а выскочив, оглушает всех новостью: «Вот он – я, я родился, а вы не знаете и не подозреваете о моём таланте и гениальности!». Уже упомянутый ранее Станислав Ежи Лец о таких писателях сказал следующее: «Литераторы (обоего пола) слепы, как родители: они не отличают своих выкидышей от удавшихся отпрысков». Такие пишущие люди очень плодовиты, они напоминают фокусников в цирке, которые вытаскивают из своего рта километры лент. Хотя стоит отметить их отменную работоспособность и трудолюбие. И, скорее всего, у них не всё ещё потеряно. Наверное, о таких писателях сказал всё тот же Станислав Ежи Лец: «Иные писатели напоминают мне берлинских дамочек, которые, приставая к вам ночью на улице, мурлыкают по-кошачьи: « Я такая неукротимая...».

И, наконец, третья категория пишущих людей, в чью убеждённость, что он писатель, а не маратель бумаги, верят все, даже те, кто никогда его не читал. Пример: не читая классика, мы все убеждены, что он гениальный писатель. И всё-таки, почему же простой обыватель становится писателем? На этот вопрос хорошо ответил английский писатель и актёр Квентин Крисп: «Есть три причины, по которым становятся писателем. Первая: вам нужны деньги; вторая: вы хотите сказать миру что-то важное; третья: вы не знаете, чем занять себя длинными, зимними вечерами». И, несмотря на то, что « Жизнь чаще похожа на роман, чем наши романы на жизнь», как сказала когда-то французская писательница 19-го века Жорж Санд, определённая часть человечества кладёт на алтарь отведённого ему жизненного пути часы, дни, месяцы и годы, потраченные на кропотливый писательский труд, без претензий на вознаграждение.

Дорогой молодой писатель, не важно, кто выиграл в нашем споре. Всех пишущих людей объединяют книги, которые, как и люди имеют свою судьбу. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой замечательно сказал: "Главное свойство во всяком искусстве — чувство меры".                                       

                                                                                                                                                  


Татьяна Александрова
17:39:11 02/01/2021

Познавательно, много афоризмов, цитат. Есть над чем подумать. Спасибо автору и с Юбилеем!

ООО «Союз писателей России»

ООО «Союз писателей России» Ростовское региональное отделение.

Все права защищены.

Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.

Контакты: