ООО «Союз писателей России»

Ростовское региональное отделение
Донская областная писательская организация (основана в 1923 г.)

Владимир Морж. Скажи (рассказ)

07:16:21 04/11/2020

Скажи

 

            – Сколько это стоит? – дама спрятала лицо в соболий мех воротника.

            – О, так вам нужна стоимость или расплата?

            Мягкий зелёный свет падал на низкий столик, на котором лежали футляр и в нём – предмет покупки, стеклом вниз.

            Дама не поняла слов продавца:

            – Я бы хотела побольше узнать...

            Антиквар осторожно кончиками пальцев приподнял вещь, придерживая её на весу за острые края узорных листьев. Он явно избегал взгляда на лицевую сторону.

            – На вид это обычный предмет женского туалета. Обрамление превалирует и кажется основным. Заметьте, рамка ручной работы, выточена из граба. Считается, что вещь – единственная в своём роде. Это вам не заколка и даже не гребень, хотя изготовленные по этой технологии и из этого материала предметы туалета ценятся из-за изысканности. Странно, что этот узор до сих пор никем не был повторён... – он заметил нетерпеливое движение руки покупательницы, отдалил предмет от неё и продолжил:

            – Я не могу дать вам его даже подержать. Или оно будет приобретено или нет... Возвращаясь к моей рекламной речи, добавлю, что вещь оригинальна и красива. В интерьере она будет создавать романтическое настроение. Понятно, что то место, где будет находиться эта вещица, потребует очень тонкой, как это говорят сегодня, «настройки» интерьера... – он сделал паузу. – Предметы обихода, которые окружают нас, создают определённую атмосферу и психологически влияют на живущих среди них людей. Но редко какая вещь способна менять характер и даже судьбу людей. Именно такую вещь вы видите... Взгляните. Обрамление этой вещи, как бы сказать точнее... Душевно... Вы чувствуете это? Вы уже разглядели красоту? Но это внешнее обрамление – аура этого произведения искусства... – И антиквар положил предмет в футляр.

            Покупательница поначалу не могла оторвать взгляда от вещицы, но тут очнулась от вязкой убаюкивающей интонации в речи антиквара, лицо её окрасилось скукой, она посмотрела продавцу в глаза:

            – Давайте отделим обрамление от сущности. Витиеватая рамка высказанных вами слов завораживает, но перейдём к делу. Ведь главное в этой вещи вовсе не рамка? Меня правильно информировали?

            Антиквар осторожно дотронулся до замка футляра, немножко подумал и произнёс:
            – Вы правы, – он даже не спросил, кто информировал. – Как правда то, что вас привело сюда не желание обладать красивой вещью. На самом деле вы собираетесь применять её только утилитарно?

            – Конечно. Я не скрываю своего желания... – Тут она решила сделать «реверанс» и продолжила: – Хотя внешний вид неплох...

            – Но разве вам не показалось, что притягивает именно красота вещи?

            Дама поморщилась и с досадой согласилась:

            – Повторю: эстетически вещь совершенна. Но прошу вас оставить свои, как вы выразились, «рекламные речи» в сторонке. Перейдём к делу.

            – Это очень печально... – антикварово лицо стало удручённым. Если раньше оно было одухотворено попыткой донести некую мысль до слушающего, то теперь он понял тщетность этого. Похоже, она такая же как все... Может, в будущем?.. И такое бывало в его практике.

            – Печально? – не поняла она. – Разве у этой вещи есть изъян?

            – О, не беспокойтесь, – спохватился продавец. – Как внешность, так и качество не вызовут у вас хлопот. Эта вещь будет вам служить верой и правдой, хотя и не радует ваших глаз.

            – Так что с ценой?

            – Я мог бы назвать один рубль или миллион, но деньгами красоты не измерить. О цене вы вспомните сами и позже. Мы поступим так. Я под честное слово дам вещь на неделю. Вы должны убедиться, что оно работает так, как вы ожидаете. Если не понравится, то вы просто вернёте мне покупку. Но если вы трижды в течение недели используете его, возврат станет невозможным, никакие претензии в расчёт принять я не смогу. Только с того момента цена сразу станет вам известна.

            – Удивительное условие! Но если я не смогу заплатить требуемую сумму? Вы назвали миллион... Не слишком ли за эту безделицу?

            – Это будут не деньги, – ровным менторским тоном произнёс продавец. – И даже не услуга. Вы даже не заметите... Вы расплатитесь и даже этого не заметите...

            – Странно... – дама призадумалась. – Моему здоровью это не повредит?

            – Всё зависит только от вас. Просто обращайте выгоду от использования зеркальца так, чтоб это не повредило другим.

            Покупательница сделала нетерпеливое движение:

            – Выгода для одного всегда означает убыток для другого.

            – Далеко не всегда. Так вы согласны с моими условиями?

            – Да! – резко произнесла дама. Ей это представление надоело.

            – Сделка заключена. Поздравляю!

            Антиквар подвинул футляр с вещью покупательнице. Та вынула зеркало за ручку и внимательно осмотрела лицевую и мельком оборотную стороны, снова задержала взгляд на своём отражении и осталась довольной.

            – «Изъянов» нет? – грустно произнёс антиквар с почти незаметной издёвкой.

            – Нет!

            Антиквар осторожно взял зеркальце из рук покупательницы, положил его в футляр на бархатную подложку стеклом вниз, накрыл тканью, закрыл крышку, щёлкнул замком. Тщательно завернул в шуршащую бумагу и закрепил края стикером. Потом вложил коробку в фирменный пакет и передал даме. Та с видимым безразличием взяла, но тут же невольно прижала вещь к груди. Она даже не поняла, что взглянув в стекло, стала владелицей зеркальца.

            Дама уверенно встала со старинного русско-ампирного стула, кивнула продавцу и вышла из кабинета в торговый зал. Через несколько секунд звякнул колокольчик: покупатель вышел из магазина.


            Антиквар даже не привстал со своего кресла, чтоб проводить посетителя.

            Он рассеянно гладил подлокотник.

            Опять театр для себя любимой? Несомненно, красота для женщин очень важна. Даже заботы о себе всегда сводятся к уходу за внешностью. Причины такого самоулучшения могут быть любыми – от обольщения до простой радости. В любом случае считается, что шансов стать счастливой становится больше.

            Плохо, что само понятие «красота» – вовсе не универсально. Сравнение приводит к стандартизации. И невольно появляется алгоритм выявления показателя красоты. Никого не волнует, что критерии не могут быть заданы без учёта психологической особенностей того, кто воспользовался этим алгоритмом... Симметрия лица? Но и изъяны в симметрии могут быть не только милыми, но действенней эталонных. Хрупкость или дородность? Французская маленькая грудь и узкие бёдра или ширококостность? Физиогномика лица? Улыбка? Но ведь невозможно отрицать острой необходимости коммуникабельности, умения расположить, приспосабливаться к новому...

            Тогда зачем разглядывать чужую красоту? Ловить мгновение первого впечатления?

            Но вот в руках – инструмент, который позволяет, казалось бы, безошибочно сравнивать свою красоту с красотой другой женщины. Причина приобретения такого предмета в общем случае не имеет никакого значения. Главное: как это будет применено. Одно дело – стать лучше кого-либо, изменить себя. Другое дело, например, – устранить соперницу.

            Глаз у меня намётан. Чувствую, что эта дамочка вряд ли будет озабочена чужими судьбами, она поведёт себя, как отрицательная героиня в сентиментальном фильме...

            А зеркальце подстроится под её психотип и будет транслировать то, чего она захочет, но при этом потихоньку переиначивать сознание, усиливая заданные при покупке мотиваторы... Главное не то, что владелец увидел в зеркальце, а то, каким он увидел себя. Вероятный финал для этой дамы: «Тут её тоска взяла, и царица умерла...»

            Хочу ошибиться.


Апрель-май 2020

 


Владимир Морж
22:14:59 08/11/2020

Спасибо читателям!

Нет, это законченное произведение, добавить нечего.
Наверное, это знаменитое зеркало не может обманывать, оно констатирует, если ли красивее женщина или нет. Другое дело, зачем это нужно женщине?
Королевич Елисей тут не ко двору :)
Татьяна Александрова
09:37:24 06/11/2020

Много странностей и интриги при покупке "предмета", который оказался зеркальцем. Нелепый вопрос антиквара: стоимость или расплата?, "я не могу дать вам его даже подержать", странность или даже как бы фантазийность рассказа переходит в рассуждение о женской внешности. А концовка вообще затуманена, что хотел сказать автор или это начало какого-то фантазийного произведения?
Ольга Ткачёва
00:10:01 05/11/2020

Женская красота - понятие относительное. У меня был знакомый художник, который постоянно рисовал женщин плоских, как доска, с ужасно некрасивым (на мой взгляд) лицом. У него самого я постеснялась спросить, почему он рисует таких страшненьких, спросила у нашего общего знакомого. Он сказал: "Да у него жена такая, для него она идеал красоты!" Думаю, что жена этого художника не помрёт от тоски, глядя на себя в зеркало, ведь она уверена, что прекрасна! Зеркала не умеют, как в сказке, говорить и не разочаруют, сообщив что есть на свете кто-то прекраснее. А если вдруг посмеют сказать это, то рискуют быть разбитыми вдребезги, а дама всё равно останется при своём мнении.
Вячеслав Зименко
19:12:28 04/11/2020

Интересно. Но не понятно - где же королевич Елисей? Да, с зеркалами одни безобразия, хоть в давние времена, хоть сейчас. Вот и А. Дементьев пишет:
...Зеркал же новых злая гладь, куда порой смотрю я с дуру,
Какую-то карикатуру теперь вдруг стала рисовать.
В жестокой глубине стекла почти седой и лысоватый,
В морщинах весь, слегка пузатый... плохие стали зеркала!

А антиквар, получается - террорист и убивец?!

ООО «Союз писателей России»

ООО «Союз писателей России» Ростовское региональное отделение.

Все права защищены.

Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.

Контакты: