КОГДА ЦВЕЛА ЖЕРДЁЛА
Ты посадил деревья,
водой их напоил,
цветенье ждал и верил,
что наберутся сил.
Они искали дружно
в рассветах солнца круг,
ты их берёг от стужи,
от тяжести разлук.
Когда цвела жердёла,
был ветер – не лукав:
нарядную поддёву
он тронул за рукав.
И полетели снегом
душистые цветки,
как милый оберег мне,
чтоб не было тоски.
Надену в розах платье, –
произнеси слова,
в весеннее ненастье
поникнет трын-трава.
Я в чувствах не растаю,
ты досказать спеши
не мне, а только маю,
как розы хороши.
Жердёлки скоро зреют:
июльским знойным днём
мы их сорвём с деревьев
опять с тобой вдвоём.
***
Провода гудят, выгнулись дугой,
тот же день идёт, только год другой.
Снова на крыльце – половодьем дождь,
скука на лице – вешай дождь на гвоздь.
Взял смычок скрипач: Пой, зима, не плачь,
испеки, зима, для себя калач.
Новый год прошёл. Будет ветрено,
будет молодо, будет зелено.
ПИСЬМА
Неожиданно к сердцу подкатит былое:
мир мой давний, который не глух был, не слеп,
и письмо, что когда-то отправлено мною,
и с неровными строчками быстрый ответ.
Я не знаю, зачем выцветают чернила
на бумажных листках, прилетавших к отцу;
много слов не писала, ничто не просила,
но казалось: отцовское – мне не к лицу.
Растолочь бы в ухватистой ступке скорлупки
чуждых дел череду из мелькающих лет,
понимая, как много потерь, и как хрупок
свет окошек глядевших когда-то мне в след.
Прижимаю к лицу с красной маркой конверты;
обязательный ряд добрых слов о родне:
как в гранёном стаканчике горкой монеты, –
голос века ушедшего в их серебре.
Голос крови в любви, незаметной, по сути
проявляется в детях, чьих писем жду я,
зная, нынче как трудно найти им в минуте
время, чтоб оглянуться самим на себя.
КОГДА ТЕНЬ ТРЕПЕТНОЙ СВЕЧИ
Как неожиданна весна,
когда тень трепетной свечи
легко ложится на бумагу,
и вязь стихов бурлит, как брага,
и карандаш спешит пройти
по каждой строчке. А луна
не обволакивает ленью
мохнатой, как её лучи.
И пусть ещё суровый север
дохнёт морозцем из окна,
но так заметны перемены:
весенним выдумкам поверю, –
и в доме ни одна стена
не будет холодом мне веять.
Февраль ещё готов толочь
ногами стойкую прохладу:
ершится прелая трава,
но по траве уже течёт
томление. И с нею ладит
небес открытых синева.
Сойдя с ночной дорожки лунной,
весна найдёт живые струны
в пути, где много новых звуков
где снег осел, уже темнеет;
повсюду лужи, а с полудня
сосульки упадут со стуком
вновь на земное притяженье.
ВСПОМНЯТСЯ ПЕСОЧНИЦЫ
Вспыхнут краски сочные
словно одуванчики,
дворики с песочницей,
солнечные зайчики.
Время не попятится
к старой орфографии:
обращает к памяти, –
к милым фотографиям.
Девочки с мороженым,
в каплях сладких пальчики;
радость невозможная –
над сиренью бабочки.
Помнится молочница
оглушала криками;
покупали в розницу
молоко со сливками.
Лужицы на улицах,
галстуки на блузочках;
запах не забудется
бабушкиных булочек.
К Дону – по Газетному
в лето акварельное;
берега заветные,
были вы иль не были?
ТАМ, ГДЕ ВНОВЬ ВЗЛЕТАЕТ КИРОВСКИЙ
Старый век за мной не кинется,
не бегу и я за ним
там где вновь взлетает Кировский
к переулочкам своим.
Вижу огоньки Черниговской,
домики, как цветники,
как повязаны кирпичики
красотою в узелки.
Там на крохотной жердёлочке
пчёлы пьют духмяный мёд
и бежит трамвай «четвёрочка»
с остановками вперёд.
Вижу – город мой меняется, –
вывески, цветы в кашпо,
но водитель извиняется,
что трамвай пойдёт в депо.
Май на улицы лучистые
как накатится с грозой, –
на его весенней пристани
всеми брызгами и искрами
буду с ним, а он со мной.
СТАНИЦА ВЕРХНЕ-ГНИЛОВСКАЯ
Здесь льётся звон колоколов
и волны Дона им внимают;
здесь на буграх – разлив садов,
дома друг друга обнимают.
А во дворах за Портовой
мускат под осень, как пожары;
вино налей и песни пой,
казак, во славу урожаю.
И кажется, к губам прильнут
все яблоки, что дарит осень;
но сладкий плод – рахат-лукум,
всегда над ним настырны осы.
От незапамятных времён
здесь улицы пропахли рыбой,
здесь каждый рыбаком рождён,
с рекою связан неизбывно.
А если дом с резным крыльцом
и красота в нём не от скуки, –
хозяин дома, став отцом
и сыну даст рубанок в руки.
А светлым и большим домам,
неотчуждённым от соседства,
не надо жаться к кораблям, –
их гавань здесь с добром под сердцем.
В.П.Рыжову
Вечной памятью
(15.05.1941 – 25.11.2019)
Осыпан розами рояль,
свеча, зажжённая, сгорая
согреет утро ноября
в мгновеньях день не преломляя.
Оборвались слова мольбы
к Творцу о нём в молитвах близких:
дороги жизни и судьбы
пересеклись и надломились.
Его не стало. Скомкан шёлк
одежд для праздников и будней,
и новый час начнёт отсчёт
по формулам не ясным людям.
Учёный, музыкант, поэт
он был во всём так совершенен,
как совершенен солнца свет,
пришедший из глубин вселенной.
Не сдержат слёзы сыновья,
и будет боль их нестерпима;
незавершённые дела
печаль усугубят любимой.
Но снова повторится май
по философии природы,
и снова зазвенит трамвай,
и вновь мальчишка босоногий
почувствует грозы задор,
услышит радостные звуки
прелюдий будущих мажор
на каплях, падающих в руки.
МЁД И ДЕВУШКА
Тягучий, прозрачный мёд с ложечки капал…
Мёд этот пчела приносила на лапках, –
влетала в окно и на блюдце украдкой
бросала его восковые комочки.
И мёдом пропахли у девушки руки
и губы пропахли и липкими были.
И вновь проходили больничные сутки,
и снова на завтрак овсянку носили,
а к чаю вечернему с творогом сочник.
Её целовали в медовые губы
ветра молчаливых, пустых коридоров,
окрашенных светом, где тёмные тумбы
на ключ запирали людей разговоры
и то, что палата восьмая не знала.
А циферка «восемь» похожа на бантик.
Она выходила во двор на прогулку,
где ветер дудел только в гулкую дудку,
и клёны шептали ей: «Не умирайте!»
А смерть не считала себя дурой круглой,
жалеть не жалела и рядом стояла.
Но тот, кто судьбой для неё предназначен, –
спешил к ней. И это так многое значит.
***
На языке далёких предков
не говорю. И гостьей редкой
теперь я появляюсь там,
где родичи мне шлют приветы,
где к чаю мятные конфеты
с сестрой делили пополам.
Мне лето – мать, а осень – няня,
а времена всё точат камни
с узорами или без них, –
остры их грани, ноги ранят
не символично, а реально
и без вкраплений золотых.
Но я над золотом не чахну.
Когда, души своей не чая,
в сад привезла кусточек чахлый,
и выходить его смогла –
ходить я стала величаво,
и дня пришедшего начало
с водой в ведёрке в сад несла.
Не раз, не два, а много чаще
хотела б строчкой карандашной
дополнить или записать:
что пусть не я «вперёд смотрящий»,
но вкус у ягод – настоящий,
и я смородине – как мать.
Отзывы:
и вязь стихов бурлит, как брага,
там где вновь взлетает Кировский /к переулочкам своим.
А во дворах за Портовой /мускат под осень, как пожары;
Раиса, у Вас образная, светлая лирика, не без грустинки, конечно, умеете увести читателя в мир собственных чувств. Спасибо! Удивительно органично вписалась строка:
"скука на лице – вешай дождь на гвоздь".
"Снова на крыльце – половодьем дождь,
скука на лице – вешай дождь на гвоздь..."
"...как хрупок
свет окошек, глядевших когда-то мне в след..."
"И пусть ещё суровый север
дохнёт морозцем из окна,
но так заметны перемены:
весенним выдумкам поверю, –
и в доме ни одна стена
не будет холодом мне веять..."
Спасибо за хорошие стихи! Желаю вдохновения и новых творческих находок!