ООО «Союз писателей России»

Ростовское региональное отделение
Донская областная писательская организация (основана в 1923 г.)

Ирина Сазонова. О книге Елены Вольской «Зёрна граната»

14:24:50 06/04/2020

             О книге Елены Вольской «Зёрна граната»

    В двух книгах стихов Елены Вольской  «Открытая книга» (2019г.) и «Зёрна граната» (2020г.)  в достаточно полной мере представлено её поэтическое лицо на сегодняшний день. О недавно прочитанной, надеюсь, не последней книге автора,  «Зёрна граната» мне хотелось бы поделиться своими размышлениями с нашими читателями.

     Первый раздел книги Е.Вольской «Горячее солнце» –  это, большей частью, так называемые «женские» стихи, то есть, те, где в полной мере дана воля лирическим чувствам автора – зарождению любви, апофеозу счастья, охлаждению, ревности, разлуке, расставанию… Что ж! Давно доказано, что женщины и мужчины – «с разных планет». И если мужчинам порой претит в стихах многократное препарирование чувств, то женщинам любого возраста это нужно. Такова наша природа. Это, как говорится, старо, как мир – и никогда не устареет!.. Как писал Мандельштам: «И море, и Гомер – всё движется любовью…». Другое дело, как поэт  донесёт свои эмоции до читателя, не погрязнет ли в банальных литературных  «штампах», найдёт ли свежие образы, краски, метафоры для выражения своих чувств?.. Мне кажется, Елена Вольская  справилась с этой задачей. Уже первое стихотворение «Царственный август» обращает на себя внимание настолько, что хочется его процитировать целиком:

 

Этот царственный август, /Так на золото щедрый,/

Он шафрановым цветом /Красил яблок бока…/

Этот царственный август, /Коронованный летом, /

Он удерживал ветры, /Отпускал облака…/

Этот царственный август / Трижды Спасом отмечен, /

Позолоченный месяц /Он чеканил для нас./

Этот царственный август /Пожелал – быть нам вместе. /

И вручил нам под вечер /Августейший указ.

 

   Царственный уже потому, что дал начало зарождающемуся чувству. Эпитетами: «царственный», «коронованный», «шафрановый», «позолоченный» автор подчёркивает  

особенность, торжественность этого августа. Так же, как игрословом  «август» - «августейший указ», завершаюшим стихотворение.   

   Сложные отношения мужчины и женщины, вечная борьба, в которой в итоге либо обретается гармония, либо  приближается расставание, постоянная смена ролей, прослеживаемая, например, в стихотворении «Охотник» – всё это является объектом исследования  поэтессы:

 

Заполнен стрелами колчан,/ И конь достоин сотни./

Ты, словно трепетная лань,/ А я – охотник./

Умело ты скрываешь след, /Уходишь от погони. /

Горит заката красный свет – /В нём солнце тонет./

Тебя настиг – конь, резв и смел… /Как тонок стан девичий… /

А взгляд твой – сотни острых стрел…/ И я – добыча./

 

   Максимализм, желание подлинного чувства  присущи героине лирических миниатюр Е.Вольской. Ей недостаточно «быть наложницею ночью», ей надобны «полнеба и полсвета»…

При таком, как говорится, «раскладе» в паре почти  неизбежны непонимание, конфликт, а в итоге – расставание.  Удивительно, как сдержанно, без криков и заламываний рук, выражает поэтесса боль от увиденного в стихотворении «Полмарта»:                                      

 

С другой увидела я вас… /И сердце сжалось./ Но ни к чему дежурность фраз /

И ваша жалость./Такой вот вышел эпилог… /Мне б сил немного. /

Но уплывала из-под ног /Моих дорога./

 Луна катилась прямиком, /Сбивая звёзды./ Ловила пересохшим ртом/ Я жадно воздух./

С другой… в руках она несла /Тюльпанов бархат. /И я счастливою была /Всего полмарта.

 

В  её произведениях много искренних душевных интонаций, так созвучных чувствам каждого из нас. Сопереживаешь автору в её горьком осознании уходящей, некогда счастливой любви:

 

   Засушенный цветок,/ Заломана страница,/ У книги жизни крепкий переплёт./                            Всему выходит срок,/ Стирает память лица,/ И лишь тебя забыть мне не даёт. 

      

 Такие стихотворения не оставляют равнодушными читателей,  поскольку трогательная исповедальность, владение поэтическим словом, отсутствие расхожих  штампов, афористичность многих строк создают, в целом, тот самый «сердечный захват», который и является самым главным компонентом лирического поэтического произведения.

 

   «Изюминкой» книги «Зёрна граната», думается, всё-таки, стал раздел «Мне снилась Грузия», в котором автор, отойдя от сложности любовных треволнений, щедро,  взахлёб делится с нами своим восхищением этой прекрасной страной, видимо,  дорогой автору какими-то личными, глубинными  корнями. Этот мотив прозвучал уже в «Открытой книге» отдельными стихами, а здесь проявил себя в полную силу. Е.Вольской удаётся, на мой взгляд, создать, словно красками, поэтичный образ грузинского края:

 

Мне снилось ветром отворённое окно, /Луна и звёзды – медною чеканкой./

 И тополь с королевскою осанкой, /И лёгким облаком – бесценное руно./

Чонгури звуки и мелодия зурны…/ Был сладок сон, как грозди винограда – /

За труд крестьянский щедрая награда./ Мне снилась Грузия… Благословенны сны!..

 

Как замечательно выпукла картинка, рисующая труд и радушие грузинских виноделов, как мастерски поэтесса играет здесь цветом:

 

Течёт вино из глиняного горла, /И след на теле винного кувшина…/

Гончарным кругом время нас потёрло, /Но не стереть радушия грузина!/

Склонял свои колени тёплый ветер, /Лозы целуя солнечные гроздья./

А я к ногам, давившим гроздья эти, /Склонюсь по праву встреченного гостя./

На скатерть белую – пузатые кувшины /В них солнце с головой ныряет смело./

И будут петь восторженно грузины /Хвалу лозе и сердцу винодела…

 

И хотя Елена является жительницей не менее любимого ею Донского края, тёплое воспоминание о Грузии сохранено ею в стихотворных строчках:

 

Спой, Тина, на грузинском языке, /О Грузии, благословенной Богом. /

И ничего, что буду вдалеке:/ Порой мы сердцем слышим очень много…/

…Спой, Тина, на грузинском языке!.. /Пусть льётся песня, не пустые речи./

 В России здесь, в далёком далеке, / Я в храме за тебя поставлю свечи.

 

    Последний раздел книги «На кончике пера»  – это, в основном, размышления Е.Вольской  о творчестве, поиске своего пути, осознании трудности овладения поэтическим словом. И здесь обращает на себя внимание ёмкая образность стихотворения «Зёрна  граната», давшего название всей книге:

 

Рассыпаны строки, /Как зёрна граната. /В короткие сроки /Мне их не собрать./

То – капельки крови, /За чувства расплата, /Созревшие в слове, – /Стекали в тетрадь.

 

Как адекватно донести до читателя заветные чувства и мысли, владеющие поэтом, в тонкой ткани художественного слова – вот что заботит более всего автора книги:

 

Я раны рифмами сшиваю, /Промыв серебряным дождём. /

Нет дела утреннему маю, /Каким увижу окоём./

И прокалив горячим солнцем,/ Сшиваю до нытья спины. /

Но что гуртом идущим овцам… /Мои потерянные сны./

Лишь человек, познавший то же,/ Отдав стихи черновику,/

 Прочесть другое сердце сможет /По клинописному стежку.

 

    Мне представляется, что книга Елены Вольской состоялась, хотя ей, как и всем нам, пишущим людям, ещё долго идти по трудному пути совершенствования своего поэтического творчества. Я бы пожелала Елене впоследствии больше обращать внимание на ритмический рисунок стихотворений, хотелось бы также более точных рифм, всегда украшающих  произведения классического стихосложения, свойственного творческой манере автора.

                                     

                                    Ирина Сазонова, член Союза писателей России



ООО «Союз писателей России»

ООО «Союз писателей России» Ростовское региональное отделение.

Все права защищены.

Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.

Контакты: