ООО «Союз писателей России»

Ростовское региональное отделение
Донская областная писательская организация (основана в 1923 г.)

Антонина Попова. Послесловие к юбилею Светланы Гершановой

21:17:14 13/03/2020

Грустная проза поэта

Послесловие к юбилею

Антонина Попова

 

«Я – поэтесса. Это не звание и не титул, это судьба.»

(Светлана Гершанова)

 

«Случайность – это один из видов закономерности». Именно эта фраза всплыла в памяти, когда поздно вечером, сквозь сон я услышала слабое тилиньканье смартфона. «Электронка», – подумала я, пытаясь заснуть. Но, не тут-то было. Любопытство отгоняло дремоту, заставляя его удовлетворить.

Из другого города писал друг, которому несколько лет назад я подарила свою книгу. Оказывается, он методически ознакомился с творчеством каждого автора, в ней упомянутого. Он сообщал, что переписывается в интернете со Светланой Гершановой, рассказал ей обо мне. В конце послания предупредил, что мне следует ждать от неё письма. Первое время я честно ждала. Каждый день с трепетом открывала почту, но… Так прошёл год, постепенно эта история забылась. И вдруг… Снова ночное тилиньканье, снова любопытство и неожиданное: «Антонина, здравствуйте! Пишет Вам Светлана Гершанова…»

Это было длинное пространное письмо-автобиография, в конце которого Светлана Юрьевна сообщала, что летом у неё юбилей, и первыми, с кем она хотела бы его отметить, станут ростовчане и таганрожцы. И ещё мне предлагалось стать организатором юбилейных встреч.

Конечно, я без колебаний согласилась. Я и представить себе не могла, что мне выпадет такая удача! Да, последнее время, когда упоминаешь имя Гершановой, многие спрашивают: «А кто это?» Но стоит напеть или прочитать несколько поэтических строк, сразу начинают улыбаться: «Как же! Помню!»

Ещё бы не помнить! Ведь когда-то каждый день по радио звучали песни на её стихи. Их исполняла Валентина Толкунова, Татьяна Марцинковская, Жанна Рождественская, Майя Кристалинская.

«Ходите чаще в гости к старикам,

Их писем не кладите в долгий ящик.

Ах, эти письма, каждая строка

В них просит между строк: «Пишите чаще!»

 

Песня«Ходите чаще в гости к старикам» – визитная карточка поэтессы.

Но есть и другие, которые я помню с детства:

«Так уж вышло – прощаемся

Мы сегодня с тобой...

А деревья качаются,

А деревья качаются,

А деревья качаются

В вышине голубой…»

 

Это танго в исполнении В. Толкуновой и В. Кикабидзе осталось моим любимым на долгие годы.

Всё это, конечно, хорошо. Но что сейчас? Что пишет, чем живёт поэтесса? Я не знала. В моей библиотеке были только книги 1960-70 годов. В городских библиотеках тоже ничего нового не было. Та информация, которой я располагала к приезду Светланы Юрьевны была взята из интернета.

«Гастроли» удались, хотя я очень переживала по этому поводу. Но Светлана (именно так просила она себя называть) стойко выдерживала многочасовые переезды, городские пробки, натиск поклонников, невозможность из-за плотного графика вовремя поесть…

Четырёхдневный марафон заставил меня взглянуть по-другому не только на возраст вообще (напомню, мы отмечали 85-летний юбилей!), но и на отношение к себе, к окружающим, к творчеству,к поклонникам.

За это время было проведено 12 встреч с читателями Ростова-на-Дону, Батайска, Таганрога. Аудитория – от 7 до 80-ти лет. Школьники, студенты, библиотекари, ветераны, литераторы, инженеры, преподаватели. Люди с различными интересами, предпочтениями и вкусами. Но в любой аудитории стояла полнейшая тишина, когда она говорила. А если у слушателя возникал вопрос, Гершанова тут же на него отвечала, при этом не сбиваясь с основной темы, не перескакивая, и не забывая основную нить повествования! Мне было чему поучиться! Восторженные глаза участников встреч, автограф сессии, долгие проводы после каждого выступления. Я видела в руках любителей поэзии, пришедших на встречу, потёртые записные книжечки, в которых были записаны стихи Светланы Гершановой! И какой же это подарок, когда вот так на встрече встаёт женщина и читает на память много лет назад переписанное в блокнотик стихотворение:

«Я так сильна,

Когда не влюблена!

Насмешлива, смела – неуязвима!

Ведь так легко быть издали любимой

И в душу не заглядывать до дна…»

 

Я возвращалась домой с этих мероприятий чуть живая, стараясь заснуть, чтобы успеть отдохнуть, так как утром предстояли очередные встречи. Естественно, по собственным ощущениям сознавая всю тяжесть этого «литературного автопробега», я постоянно интересовалась самочувствием Светланы. Но в ответ слышала бодрое: «Тоня, если бы ты знала, как я счастлива!»

И действительно, глаза её светились, на щеках играл румянец, с губ не сходила улыбка. И это ощущение счастья передавалось и мне:

«…И я пью ветер,

Тёплый и хмельной,

И кажется – весны недоставало,

Чтоб горести оставить за спиной,

Чтобы вздохнуть

И всё начать сначала.»

 

Мне удалось прочитать несколькоеё книг. Для меня было открытием, что помимо поэтических сборников у Светланы Юрьевны естьи проза. Причём проза – на разные вкусы и возраст.

Мы много разговаривали. Правда, в основном говорила Светлана, а я слушала, впитывая её житейскую и творческую мудрость, подчиняясь её обаянию.

Но время пребывания Светланы Юрьевны в Ростове подошло к концу. Она спешила в Москву к своим новым книгам, новым встречам с читателями, а я осталась размышлять над её старыми стихами и новой прозой.

…Родилась Светлана Гершанова в Ростове-на-Дону, в спокойном, мирном 1934 году. Но детство закончилось быстро, когда Светланке не исполнилось и семи. Война… Это страшное слово, не доступное пониманию маленького человека, и поэтому не предвещавшее ничего плохого. Но от этого незнания ничуть не лучше. Ведь самые тяжёлые испытания падают именно на детей – наивных, слабых, беззащитных. В жизни маленькой девочки было всё – бомбёжки, эвакуация, разрушенный холодный дом, голод, потеря отца, возвращение в Ростов – лежащий в руинах, совершенно не похожий на тот город, который покинула семья…

«Меня поэтом сделала война», – сказал как-то ростовский поэт Александр Рогачёв. Думаю, то же можно сказать и о Гершановой. Ведь первое стихотворение она сочинила «в нетопленой комнате в войну» (С. Гершанова. Биография). Много позже Светлана Юрьевна напишет стихотворение «Колесо», которое невозможно читать без слёз. В нём отразилась вся боль детей войны, горесть утрат, потеря детства, голод, холод, сиротство…

«Мы были чуть повыше колеса

На той войне.

И души наши помнят

Разбитый дом,

И стены бывших комнат,

И матери безумные глаза…

 

Мы выросли.

Мы вынесли её,

Свою судьбу,

И в тяжести — прямую

И жалость запоздала,

Не приму я,

Ни я, ни поколение моё…»

 

Потом был Политехнический институт в Таганроге, работа в секретном КБ, но любовь к литературе никуда не делась, несмотря на препоны, которые создавала жизнь. Невзирая на отрицательные отзывы мэтров литературы, Светлана продолжала писать, совершенствуя поэтическое мастерство.

Да, горшки обжигают боги.

А берутся все – чудаки!

Все берутся, но слишком многие

Обжигаются о горшки!

 

Обжигаются – и ругают

И богов, и весь белый свет,

– Мол, на это запрета нет!

 

Но работают боги, как боги,

Без бахвальства и суеты,

Их движенья скупы и строги,

И законченны, и просты…

 

Я ещё обжигаться буду,

Я ладони у щёк стужу,

И без зависти,

Как на чудо,

На творенья богов гляжу…

(Боги, 1967г.)

 

Но несмотря ни на что в её стихах нет безысходности, нет жалости к себе и своим сверстникам.

То же и в прозе. Говорят, что поэзию от прозы отличают краткость и глубина мысли. Этоможно сказать в равной степени и о прозе, и о поэзии Светланы Юрьевны. В её рассказах, повестях, романах нет многостраничных описаний переживаний, исторических событий, характеров и образов. Это всё как бы вписано в основное повествование, построенного так, что и старый диван, и одеяло, и заснеженный лес, и дождь за окном, и веснушки дочери, и слёзы матери становятся действующими лицами сюжета, участвуют в нём наряду с главными героями, и оттого текст становится лирическим и легко воспринимаемым:

«…Однажды я перетягивала старый диван. Выстирала чехлы, утюжила целый вечер, а утром они снова мокли в тазике. И я сорвалась, накричала на неё.

Мама моя как-то съёжилась, ей стало холодно. Она закуталась в платок и легла в постель.

Мне было так стыдно, и больно, и жалко её и себя!

– Доченька, дай мне, пожалуйста, горячего чаю.

Как она благодарила меня за этот чай! Она думала, я теперь перестану кормить её, поить, мыть, лечить, ухаживать!

Потом она спала, а я бегала смотреть, как поднимается одеяло у неё на боку, и, если оно какую-то секунду не поднималось, у меня, как в детстве, замирало сердце…» (С. Гершанова «Осколки детства»).

Проза Светланы Юрьевны – близкая, родная, доступная. Автор пишет о родном Ростове, о родителях, учителях и одноклассниках, о первой любви и привязанностях зрелого возраста. О том, что окружало и окружает её.Но ведь всё это происходило и происходитс каждым. И потому, читая, невольно примеряешь «одёжку» писательского текста на себя.

У кого не было сложных отношений с учителями? Кого не понимали родители? Кто не рыдал в подушку по ночам из-за несбывшихся надежд? Чьи «гениальные» литературные способности не признавали? Поэтому, погружаясь в чтение, понимаешь, что это не столько автобиография автора, сколько биография целого поколения, да и последующих тоже. Меняются эпохи, мода, совершенствуется техника, шагает вперёд прогресс. Вот только человек остаётся прежним. Со всеми недостатками, комплексами, талантами, понятиями о хорошем и плохом.

…Ростов, Таганрог, снова Ростов. И вот – Москва – приём в Союз писателей, всесоюзное признание, слава и почитание. Но это никак не отразилось на характере поэтессы. Она не заболела «звёздной болезнью», не зазналась и не перестала любить и понимать окружающих.

Именно об этом сборник рассказов Светланы Юрьевны «Я у мамы дурочка». «Мне хотелось написать смешную книгу, и сначала вроде получалось…»–пишет автор в предисловии. Но вся проблема в том, что наша жизнь не состоит только из смешного или только из грустного. И если минуту назад было весело, это не значит, что следом не станет горько. Так и в рассказах, помещённых в книгу.

Проза у Светланы Юрьевны действительно получается не очень-то смешная. Я бы сказала: совсем не смешная. Лиричность, ироничное отношение к себе и житейским ситуациям, романтизм, лёгкая ностальгия по прошлому и несбывшимся мечтам. Всё это навевает грусть, тёплую, светлую, но всё же – грусть.

«Я никогда не вела дневников, – сказала мне Светлана, – ими стали тетради стихов, по которым я восстанавливала события, вспоминала поездки, людей, повстречавшихся на жизненном пути, и по стихам писала автобиографические произведения.»

«Я у мамы дурочка» – это сборник автобиографических рассказов-исповедей. Можно прочитать всего один и отложить книгу, можно читать выборочно. Но, конечно, лучше – «от корки до корки», и тем самым прожить судьбу автора, понять и принять, что ничто никому не даётся просто так, и даже случайность не случайна. Ей предшествует долгая работа, поиск решений, знакомств, поводов…

«…Михаилу Дмитриевичу Соколову (в те годы – редактор журнала «Дон») я всю жизнь буду благодарна за ещё один подарок судьбы — он собрал в большую папку все мои стихи, которые нашлись в редакции, и послал на конкурс молодых творческих работников в честь пятидесятилетия комсомола…Премия – поездка на Дальний Восток! Это было чудо!..»(С. Гершанова. «Биография»)

И таких чудес у поэтессы было немало. Это поездки по нашей стране, в Индию, гастроли в Израиль, США. И всюду автор находит сюжеты для творчества.

Проза Гершановой – лаконичная, выдержанная, зрелая. И неважно, к какому жанру относится произведение: автобиографические романы«Милостью Божией» и «Вольные хлеба», или приснившаяся ночью детективная история«Была у Егора «Красавица» о подростках из донской станицы, или художественно-историческая «Повесть о тихой девочке» о пионере-герое Джемме Горячкиной, или книга для детей «Мой друг Одо» о дружбе индийского мальчугана и слонёнка.

Гершанова не сядет за работу, пока досконально не разузнает всё о героях будущего произведения: где они жили, чем дышали, что ели, по каким дорогам ходили. Прежде чем написать повесть «Была у Егора «Красавица», автор поехала в донскую станицу, познакомилась с бытом местных жителей. А для того, чтобы написать книжку «Мой друг Одо», побывала в Индии, тщательно изучила обычаи индусов махоутов(погонщиков), повадки чрезвычайно умныхиндийских слонов.

А чтобы приступить к работе над «Повестью о тихой девочке», Светлана Юрьевна навестила в городе Сальске родителей Джеммы, проехала дорогой отступающих советских войск и полевого госпиталя, с которым эвакуировалась семья главной героини…

За краткостью и лаконичностью текста кроется огромный смысл, который можно уловить хорошенько вчитавшись, а может быть, и перечитав ещё раз: «…Когда я в лесу, мне и вправду кажется, что мы и раньше жили на Земле. И, наверно, в какой-то прошлой жизни у меня была сводчатая комната в коврах, и гул в степи от копыт белого коня.

А в другой — тихий лес, и я была елью. Иначе — почему мне кажется, что я понимаю каждую травинку, и каждая травинка понимает меня!

Земля на тропинке мягкая, иголки у елей мягкие. Вот чего мне не хватало все эти дни — доброты…» (С. Гершанова. «Если бы мне сказали».)

Доброта сквозит в каждом предложении гершановской прозы. Автор понимает, что многим из нас не хватает в жизни именно Доброты. И она старается дать её читателю, хотя бы на время.

И ещё на что я обратила внимание. В книгах Гершановой нет отрицательных персонажей. Даже если человек поступает в какой-то ситуации некрасиво, автор старается найти этому объяснение, оправдать его. И в этом тоже прослеживается доброта писателя.

«…Один Ростовский поэт, у которого, в отличие от меня, каждый год выходили книжки, сказал как-то, что у меня — счастливая литературная судьба.

Наверно, если не растягивать счастливые моменты во времени… Если забыть неудачи, предательства друзей, потери, годы, когда невозможно было напечатать ни строчки.

Если брать только счастливые пики, которые вдруг, каким-то непредсказуемым, чудесным образом поднимались из пучины сплошного невезения, вакуума вокруг, когда тебя вытеснили, оттеснили от интересной творческой работы в отдел, где только тратится время, тратится жизнь на ненужную работу за «вертушкой» от звонка до звонка…

Эти сияющие вершины и меня поднимали из этой пучины, потому я и выжила, и осталась самой собой…» (С. Гершанова. Биография.)

У Светланы Юрьевны много замыслов. На столе лежат сразу несколько рукописей. «Знаешь, мне сегодня приснилась новая книга, но такой безрадостный конец у неё. Буду переделывать, – сказала мне Гершанова при нашей второй встрече, уже в Москве, — Я готовлю к печати несколько книг, но у меня проблемы с художниками». Они не могут воплотить мои замыслы. Не могут нарисовать героев так, как их вижу я. А я сама рисовать не умею, – говорит она раздосадовано, – Но я должна издать их к моему юбилею. Не хочу расстраивать читателей, ведь они на меня надеются».

Конечно, надеются. И уверены, что в свой 90-летний юбилей Светлана Юрьевна порадует своих почитателей, живущих на Дальнем Востоке, Сахалине, Курилах, в Москве, Ростове-на-Дону, Таганроге своим творчеством, кипучей энергией, зарядом позитива и жаждой жизни!


Анатолий Токарев
23:55:12 05/04/2020

Спасибо Антонина за такую искреннюю, вдумчивую статью. Я слышал, что литературная судьба её складывалась не просто. И как подтверждение читаю: «но любовь к литературе никуда не делась, несмотря на препоны, которые создавала жизнь. Невзирая на отрицательные отзывы мэтров литературы». Это человек не только одарённый поэтическим даром, но и большого мужества. И тем менее, не смотря на все трудности, она сохранила любовь к родным местам, не закрылась. Представляю, какое удовольствие было с ней общаться.
Антонина
14:09:28 19/03/2020

Спасибо!
Елена Арент
18:40:30 18/03/2020

"Земля на тропинке мягкая, иголки у елей мягкие. Вот чего мне не хватало все эти дни — доброты…»
Антонина, спасибо за интересный рассказ о жизни и творчестве доброго, талантливого человека, нашей землячки Светланы Гершановой.
С пожеланиями новых творческих успехов!
Антонина
10:13:54 17/03/2020

Спасибо, коллеги, за отзывы. Рада, что вам интересна история донской литературы. Книгу готовлю. Ждите :)
Татьяна Мажорина
21:11:05 16/03/2020

Антонина, прочла с огромным удовольствием! Спасибо! Написано очень тепло, вдумчиво. Всегда открываю для себя что-то новое, что хочется прочесть, узнать подробнее. Хочу надеяться, что у тебя выйдет новая книга художественной публицистики, которая откроет читктелю много удивительных страниц. Я уже её жду.
Клавдия Павленко
17:32:33 14/03/2020

Антонина, спасибо! Стихи Светланы Юрьевны когда-то здорово повлияли на моё такое сумасшедшее увлечение Поэзией. А ты ещё и рассказала нам, что Поэтесса ещё и в прозе преуспела! Я, к стыду, даже не знала об этом. Теперь - прочту!

ООО «Союз писателей России»

ООО «Союз писателей России» Ростовское региональное отделение.

Все права защищены.

Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.

Контакты: